+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей — последние изменения

Содержание

Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ 294 с изменениями за 2018 год

Закон о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей — последние изменения

Лицам, серьезно занимающимся бизнесом, постоянно приходится сталкиваться с различными ревизиями и проверками. Для обеспечения их интересов при осуществлении таких мероприятий и были установлены специальные правила. Подробнее об этих особых правилах, читайте далее.

Федеральный закон № 294 «о защите прав юридических лиц» при проведении проверок, общие сведения

Закон под номером 294 был принят еще в декабре 2008 года для охраны представителей бизнеса от произвола различных проверяющих лиц и органов. Его полное название звучит, как «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (закон № 294ФЗ).

Основной целью указанного закона, как следует из его названия, является защита субъектов предпринимательской частной деятельности при проведении проверочных мероприятий. Для ее реализации в нем устанавливаются принципы защиты интересов организаций и ИП, правила проведения контрольно-проверочных мероприятий, полномочия осуществляющих его органов.

Важной частью закона является определение прав самих проверяемых лиц и способов их защиты от неправомерных действий контрольных органов. При этом в нем определяется и ответственность за нарушение его положений. Она установлена, как для проверяющих, так и для проверяемых.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Федеральныйзакон, принятый 26 декабря 2008 призван защищать и обеспечивать интересы различных представителей бизнеса. Основными принципами, на которых строится защита, являются следующие (статья 3 закона № 294):

  1. Презумпция добросовестности бизнесменов. Она означает, что сами организации (предприниматели) не обязаны доказывать кому-либо свою добросовестность, невиновность.
  2. Преимущественно-уведомительный характер начала отдельных видов бизнес-деятельности. Он подразумевает, что субъект предпринимательства извещает уполномоченный орган о том, что он соответствует всем установленным требованиям для конкретного вида деятельности.
  3. Доступный, открытый хаарктер для проверяемых нормативных актов, информации о порядке проведения контроля, результатах проверок, полномочия надзорных органов. Исключение составляет секретная информация, свободное распространение которой запрещено.
  4. Недопустимость проверок (ревизий) по одинаковым основаниям в отношении одного и того же лица разными органами.
  5. С предпринимателей и юридических лиц не должна взиматься какая-либо плата за проведение определенных этим законом мероприятий.
  6. Обязанность неукоснительного соблюдения всех норм законодательства при проведении контрольно-проверочных мероприятий, действовать только в рамках предоставленных им полномочий, правовыми методами.

Для защиты законных прав юр.лиц и ИП  федеральным законом № 294 предусматривается несколько способов. Они могут отстаивать свои интересы в административном, а также судебном порядке.

Они вправе обжаловать действия проверяющих органов или вынесенные ими акты. Кроме того, они могут требовать возмещения причиненного их неправомерными действиями вреда, в том числе, упущенной выгоды. ИП или юр. лицо также может направить в уполномоченный орган заявление с просьбой исключить его из плана проверок, если, по их мнению, они включены туда незаконно.

Субъекты, полагающие, что их права нарушены, могут также защищать их с привлечением общественной помощи. В частности, они могут привлекать к участию в проводимых проверках Уполномоченных в РФ и субъектах по защите прав предпринимателей.

Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса

Не секрет, что от постоянных проверок представители бизнеса, особенно малого, терпят неудобства. Для облегчения участи малого бизнеса в 2015 году были приняты изменения в закон № 294-ФЗ.

По этим изменениям с начала января 2016 по конец декабря 2018 года не должны осуществляться проверки планового характера в отношении юр. лиц, ИП, отнесенных к малому бизнесу.

Это новое положение получило название «надзорные каникулы», поскольку предоставляет некоторым субъектам возможность «отдохнуть» от проверок.

Однако важно учитывать следующие особенности изменений:

  • они касаются только проведения запланированных проверок, а от неплановых в этом случае никто не застрахован;
  • запрет проверок вводится только в отношении представителей малого бизнеса;
  • этот режим действует не на все виды контроля, в частности, налоговый, таможенный контроль, контроль за оплатой взносов во внебюджетные фонды, прокурорский надзор;
  • существуют исключения из общего правила, например, для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, тепло– и энергоснабжения (приказ).

Кроме того, проверки могут проводиться проверки тех субъектов, которые в прошлом привлекались к административной ответственности, были лишены специального разрешения (лицензии).

Судебная защита прав и законных интересов предпринимателей

Процессуальным арбитражным законодательством устанавливается, что дела с предпринимателями и юр. лицами разбираются в арбитраже.

Субъекты предпринимательской деятельности вправе обжаловать в арбитраже принятые проверяющими решения, а также их действия в случае, если были допущены нарушения.

Заявление подается в суд с учетом всех предусмотренных АПК РФ требований.

Для его предъявления устанавливается трехмесячный срок с того момента, когда лицо должно было узнать о нарушении своих прав.

Сертификат административной целевой программы «предприниматель и закон»

Следует отметить, что в соответствии с законом № 294-ФЗ проверки проводятся по определенным правилам. В частности, плановые проверки проводятся не чаще раза в три года. При этом планы их проведения следует представить на официальных сайтах органов.

При посещении организации проверяющему нужно представиться, предъявить документы. На все эти моменты ИП и юр. лицам стоит обращать особое внимание. В практике встречались случаи, когда предпринимателям предлагали сертификат административной целевой программы «Предприниматель и закон».

Он удостоверяет, что деятельность указанных лиц осуществляется без допущения нарушений интересов граждан-потребителей. Выдается сертификат организациями по защите прав потребителей, причем иногда и за плату. Хотя фактически он не является официальным удостоверением проверяющих, и никакой силы он не имеет.

Последние правки

Закон № 294-ФЗ был принят еще в конце 2008 года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения. Последняя редакция закона (поправки внесены 18.04.2018 законом номер 81-ФЗ) действует по настоящее время. Рассмотрим кратко основные из них.

К самым существенным поправкам следует отнести введение «надзорных каникул», возможность совершения проверяющими контрольных закупок, необходимость добавления на сайты проверяющих списков, а также текстов законов (иных актов и их частей), на соответствие которым и проводятся контрольно-проверочные мероприятия.

Кроме того, законом теперь предусматривается обязанность органов не только проводить проверки, но и профилактическую работу для сокращения объема нарушений в сфере предпринимательства.

Скачать ФЗ 294 с правками и изменениями

Скачать указанный закон и ознакомиться с ним получше можно по ссылке ниже. Закон № 294-ФЗ.

Источник: https://rusfz.ru/fz-294-o-zashhite-prav-yuridicheskih-lits-i-individualnyh-predprinimatelej-s-izmeneniyami

Федеральный закон №294 – обзор изменений 2019 г.: что надо знать малому бизнесу о проведении проверок государственными и муниципальными органами?

Закон о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей — последние изменения

Федеральный закон № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, принятый 26 декабря 2008 г., призван, в первую очередь, защитить малый бизнес от необоснованных проверок и возможных злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

Есть ситуации, когда нормы рассматриваемого закона неприменимы. Они перечислены в п. 3 ст. 2 ФЗ-294 и к ним относятся:

  • мероприятия оперативно-розыскного, дознавательного и следственного характеров;
  • действия уполномоченных органов при проведении прокурорского надзора, правосудия и административного расследования;
  • производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • расследования причин аварий, несчастных случаев на производстве, различных чрезвычайных ситуаций и т. п.;
  • осуществление проверки при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  • мероприятия, проводимые пограничными войсками, нацгвардией;
  • при проведении национальной инспекции в Антарктике.

Мораторий на проверки, или “надзорные каникулы”

Одно из существенных положений ФЗ №294 – организация проведения плановых проверок не чаще, чем раз в три года на основании ежегодных планов, подготовленных государственными и муниципальными контролирующими органами. Налоговый контроль сюда не относится.

Также “каникулы” не распространяются на организации, работающие в социальной сфере – аптеки, образовательные и медицинские учреждения и пр.

Нововведением закона стала поправка, согласно которой, в 2019-2020 годах не будут проводиться плановые проверки в отношении организаций и ИП, включенных в Единый реестр субъектов малого предпринимательства (СМП). Данное положение введено ст. 26.2. ФЗ №294 от 26.12.2008.

Проверить, входит ли конкретная фирма в данный реестр, можно по ссылке.

“Надзорные каникулы” предусмотрены только для субъектов малого бизнеса. Следовательно, чтобы попасть в эту группу, штат работников не должен превышать более ста человек, оборот фирмы – не более 800 млн руб. в год.

Также большая часть уставного капитала ООО должна принадлежать гражданам или организациям, являющимися СМП. Подробнее о критериях отнесения организации к категории субъектов малого и среднего предпринимательства можно узнать в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.

2007 “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”.

Ограничения

Важное ограничение, введенное с 2019 года, – запрет на проведение плановых проверок для тех видов госконтроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Согласно п. 2 ст. 8.1. Закона № 294-ФЗ, риск-ориентированный подход – это анализ сведений о компании, на основе которого надзорное ведомство оценивает степень риска совершаемых данной организацией противоправных действий. В отношении фирм, где степень риска невысока, плановые проверки назначаются редко либо не проводятся совсем.

В 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок со стороны таких инстанций, как налоговая служба, антимонопольные органы, Росприроднадзор, МЧС, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование и некоторые другие (с полным перечнем можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2019 №289).

Таким образом, мораторий на проверки от данных органов не распространяется.

Ещё одно ограничение касается тех ООО и ИП, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию, а также бизнеса, работающего в тех сферах производства и услуг, нарушения в которых могут принести непосредственный вред здоровью и жизни людей.

В случае если субъект малого предпринимательства (СМП) попадает под действие моратория, но в отношении него всё же была проведена проверка, это считается грубым нарушением закона. Результаты такой проверки, согласно п. 2 ст. 26.

2 рассматриваемого Закона, признаются недействительными.

Контрольная закупка: основания и порядок проведения

С 2017 г. действует новый способ внепланового контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – контрольная закупка (ст. 16.1 Закона).

Его суть заключается в приобретении товара под видом обычного покупателя с тем, чтобы в дальнейшем проверить срок годности товара, соответствие стандартам, технологии изготовления и т. п.

Также проверяются правила осуществления торговли, например, запрет на продажу табачных изделий лицам младше 18 лет, временные ограничения по реализации алкогольной продукции и пр.

Основания проведения внеплановых проверок, в том числе в форме контрольных закупок, установлены п. 2 ст. 10 ФЗ № 294. К ним, в частности, относятся:

  • представление от должностного лица контролирующего органа с указанием мотивов необходимости проведения данного мероприятия;
  • случаи, когда ранее организации или ИП было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, и истек срок исполнения;
  • при поступлении в контролирующий орган заявления от юрлица или предпринимателя о выдаче лицензии или разрешения на осуществление юридически значимых действий, если для их получения требуется проведение такой проверки;
  • возникновение угрозы либо фактическое причинение вреда жизни и здоровью людей, а также животным, растениям, памятникам культуры и окружающей среде;
  • нарушение прав потребителей, требований к маркировке товаров.

Важно, что если ранее контрольные закупки проводились ИФНС, и их целью было предотвращение налоговых правонарушений, то теперь правом проведения такого вида проверки наделен Роспотребнадзор для защиты прав потребителей и выявления фактов нарушения правил торговли. Отметим, что в 2019 году подобные проверки могут осуществляться и в отношении интернет-магазинов, реализующих товары для населения. Указанные нововведения введены постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2018 г. №1398.

В соответствии с п. 4 ст. 16.1 рассматриваемого Закона контрольная закупка производится без предварительного уведомления субъектов предпринимательства, в отношении которых она осуществляется. Если она проводится по внеплановым основаниям, то должна быть согласована с прокуратурой.

Также с 2019 года в случае если объектом контрольной закупки являются медицинские изделия и лекарственные средства, проверка может быть проведена незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1 ст. 16.1 ФЗ №294).

Обязательно наличие минимум двух свидетелей либо ведение видеозаписи (п. 5 ст. 16.1 Закона).

На основании пп. 6-7 ст. 16.1 Закона по итогам контрольной закупки сотрудник, осуществляющий её, составляет акт, который должен быть подписан им и присутствующими свидетелями. Если в ходе проведения проверки были выявлены противоправные действия, то акт дается на подпись нарушителю – фирме или ИП.

Организация или ИП, в отношении которых проводилась контрольная закупка, вправе не соглашаться с результатами проверки и отказаться от подписания акта. В нём проставляется соответствующая отметка.

В любом случае копию акта им немедленно после окончания мероприятия обязано выдать должностное лицо, проводившее проверку.

Факт проведения контрольной закупки и её результаты по окончании проверки вносятся в единый реестр проверок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/zpp/tovary/fz-294.html

Фз 294 с изменениями

Закон о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей — последние изменения

В современных условиях, при активном развитии частного предпринимательства, необходимость контроля возросла в разы. Для защиты прав предпринимателей и инспекторов, составлен федеральный закон 294. Он заменил ФЗ 134 от 8 августа 2001 года.

Описание закона

Закон о защите прав юридических лиц предусматривает не только защиту прав граждан, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью, и лиц, с которыми они работают. ФЗ 294 контролирует порядок плановых и внеплановых проверок, условия и требования к их проведению, вопросы, связанные с уведомлением предпринимателей и т. д.

Плановые проверки, по ФЗ 294, проводятся не чаще одно раза за три года, и не ранее, чем через три года после регистрации ИП или создания ЮЛ. Внеплановые проводятся на основании соответствующих заявлений или подозрений в недобросовестности предпринимателя. Оспаривание постановлений инспекторов происходит на основе настоящего закона, по пункту 12, статьи 16 ФЗ 294.

Закон был одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года, и вступил в силу — 26 декабря. Первые поправки в ФЗ 294 внесены 28 апреля 2009 года. Последняя редакция закона была одобрена 1 мая 2017 года. Поправки и дополнения ФЗ 294 вступили в силу 1 июля 2017 года.

Скачать ФЗ 294

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц с изменениями», за время своего существования претерпел много изменений. Количество совершенных редакций составляет около четырех десятков. Поэтому, обращаться к изначальному тексту законопроекта — бессмысленно.

Чтобы составить представление о настоящем состоянии ФЗ 294, рекомендуем скачать последнюю редакцию по ссылке.

Последняя редакция закона «О защите прав юридических лиц»

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц» — в чем его задача, рассмотрено — защита прав юр. лиц и индивидуальных предпринимателей. Но в чем именно заключаются главные изменения закона, и какие статьи ФЗ 294 избежали поправок, а какие были затронуты? Ответы на вопросы — в статье.

Последняя редакция ФЗ 294 от 1 июля 2017 года не внесла большого количества поправок. Они коснулись всего двух пунктов закона:

  • часть 4, статьи 1, пункт 39 — внесенное дополнение указывает на контроль за качеством аудиторских организаций со стороны федерального органа исполнительной власти;
  • статья 15, пункт 1.1, в котором говорится о необходимости проверки соблюдения нормативных правовых актов РСФСР, был дополнен требованием проверять нормативные документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые статьи ФЗ 294.

Ст. 8

Эта статья федерального закона о защите прав юридических лиц рассматривает порядок уведомления предпринимателями об официальном начале их деятельности. Указание рода предоставляемых услуг, документы, разрешающие запуск бизнеса, бумаги, удостоверяющие принятие персонала на работу, наличие помещения и оборудования. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 9

В 9 пункте ФЗ 294 рассматриваются особенности организации и проведения плановых проверок предприятий. На каких основаниях они проводятся, как часто (стандартный вариант — раз в три года, но возможны исключения), какая информация указывается при оформлении ежегодного плана проведения плановых проверок юрлиц и т. п. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ознакомьтесь  Закон 4979-1 “О ветеринарии”

Ст. 10

Данный законопроект о защите прав юридических лиц рассматривает уже внеплановые проверки, которые предпринимаются в исключительных случаях:

  • при получении жалобы со стороны одного из сотрудников;
  • по истечении срока для исправления требований, предоставленных в постановлении после плановой проверки;
  • возникновение нарушений в технике безопасности на производстве.

Пункт закона под номером 10 указывает, когда в проведении внеплановой проверки будет отказано, или в каких случаях исполнительные органы имеются право прекратить ее. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 11

Ни одна компания не обходится без ведения документации. Для контроля за ней, в ФЗ 294 приведен порядок проведения документарной проверки.

Статья 11 закона предоставляет порядок проведения данной процедуры, при каких условиях она начинается/прерывается, список документов, предоставляемых предпринимателем по требованию исполнительных органов РФ. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 12

В некоторых случаях информация, полученная из документов, не полная или не внушает доверия. Тогда исполнительные органы прибегают к выездным проверкам по месту нахождения юридического лица, что рассматривается в ст. 12 ФЗ 294.

Выездная проверка, по принципу проведения, сходна со стандартными плановыми. Данная статья закона указывает состав инспекции и обязанности руководителя предприятия.

Например, предприниматель, в день проверки, отсутствовал на месте и не оставил уполномоченного представителя. Тогда выносится постановление о повторной внеплановой проверке.

Она проводится без предварительного уведомления предпринимателя. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 16

Когда инспекция заканчивает проверку предприятия, они обязаны составить соответствующий акт. и правила оформления этого документа регулируются данной статьей ФЗ 294.

Согласно ей, акт проверки содержит следующие пункты:

  • информация о времени и месте составления документа;
  • наименование надзорного органа, проводившего инспекцию;
  • данные руководителя предприятия, или его заместителя;
  • данные инспекторов;
  • наименование проверяемого ИП или ЮЛ;
  • информация о времени, месте и продолжительности процедуры проверки;
  • результаты инспекции предприятия;
  • подписи должностных лиц, которые проводили проверку.

Кроме того, в ст. 16 ФЗ 294 указывается право предпринимателя на ведение журнала проверок. Это способствует оспариванию внеплановых инспекционных процедур, проводимых без законных оснований. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Должностные лица, инспектирующие предприятия, юридических лиц, или ИП, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, и допускают определенные нарушения. В статье 20 ФЗ 294 рассматривается, какие постановления подлежат обжалованию. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/294-fz-o-zashhite-prav-yuridicheskix-lic/

Фз 294 с последними изменениями

Закон о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей — последние изменения

В последние годы сфера среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации стремительно расширяется. Соответственно, растёт число предприятий, компаний и индивидуальный предпринимателей.

Как частному бизнесмену, так и юридическому лицу необходима определённая правовая защита. В этих целях был разработан и принят Федеральный закон № 294-ФЗ. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Каковы его основные положения? Вносились ли в изучаемый нормативный акт существенные поправки? Поговорим об этом в статье.

Суть ФЗ 294

Принятие Государственной Думой России Федерального закона  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в третьем чтении состоялось 19 декабря 2008 года.

22 декабря того же года состоялось собрание Совета Федерации, на котором было одобрено положение о придании данному акту официального статуса. Президент Российской Федерации подписал изучаемый акт 26 декабря 2008 года, и в этот же день была оформлена его первая публичная публикация.

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из 4 глав и 27 статей. Структура ФЗ 294 является следующей:

  • Глава 1 — Общие (входящие) положения (ст. 1-8.3);
  • Глава 2 — Государственный и муниципальный надзор (ст. 9-20);
  • Глава 3 — Защита прав и полномочий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении контроля, предусмотренного в предыдущей главе (ст. 21-25);
  • Глава 4 — Завершающие положения изучаемого Федерального закона (ст. 26-27).

Нормативами рассматриваемого Федерального закона определяются:

  • Система контроля деятельности предприятий и индивидуальных бизнесменов с целью защиты их интересов;
  • Система взаимодействия органов надзора;
  • Полномочия и обязанности органов государственного и муниципального контроля.

Изучаемым законом регламентируются отношения, возникающие в процессе контроля и защиты прав юридических лиц и частных бизнесменов. Последние изменения в действующий регламент данного документа вносились 30 октября 2017 года.

Федеральный закон №178 в новой редакции по ссылке:

Сферы, по отношению к которым нормы ФЗ 294 не применяются

Нормативы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются в отношении:

  • Оперативно-розыскных операций;
  • Прокурорской ревизии;
  • Судопроизводства по делу о нарушении регламента антимонопольного закона;
  • Расследовании несчастных случаев и аварий на производстве;
  • Выявления и ликвидации естественных (природных) причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • Погранично-таможенных проверок;
  • Ревизии военных спецгрузов.

Положения настоящего нормативного акта о защите юридических лиц так же не применяются в следующих видах государственного надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Финансово-бюджетном;
  • За иностранными инвестициями;
  • Валютном;
  • Таможенном;
  • Страховом;
  • Банковском;
  • Финансово-рыночном;
  • Клиринговым;
  • Иными видами федерального контроля, изложенными в пункте 3.1 статьи 1 ФЗ-294.

Действие изучаемого нормативного акта распространяется не только на территории Российской Федерации, но на страны ближнего и дальнего зарубежья, если законодательством принимающей страны не предусматривается иное.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процедуру внесения изменений в его текущий регламент. Данные меры необходимы для поддержания актуальности документа в стремительно меняющейся социально-политической обстановке.

Последние изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены 30 октября 2017 года.

Изменяющим документом стал ФЗ-308 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

В соответствии с привнесёнными поправками в статью 27 Федерального закона о защите интересов юридических лиц и частных бизнесменов добавлен пункт 7.

Данный пункт устанавливает, что вплоть до 2022 года положения, указанные в части 1.1 ст.

15, не распространяются на соблюдение трудового законодательства в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В целях ознакомления, рекомендуется изучить представленные ниже статьи Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внесённые в них ранее поправки:

  • Статья 8, последние поправки введены 5 декабря 2016 года. Введённый посредством дополнения подпункт 40 пункта 2 гласит, что в числе иных видов предпринимательской деятельности, в начале которой юридическое лицо обязуется предоставить проверяющим органам соответствующее уведомление, является предоставление услуг по ремонту газового оборудования;
  • Статья 9, изменения от 3 июля 2016 года. Поправками введена часть 11.1, гласящая, что в процессе государственной или муниципальной проверки юридических лиц в целях защиты их интересов допустимо использование списка контрольных вопросов (проверочного листа);
  • Статья 10, изменения от 3 июля 2016 года. Определяется порядок и организационные нюансы внеплановой проверки. Предметом подобной ревизии является выяснение факта соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем положений региональных нормативных актов;
  • Статья 11, поправки внесены 3 июля 2016. Пункт 10 в новой редакции гласит, что проводящее проверку корпоративной документации должностное лицо обязано рассмотреть все доказательные документы, предоставленные главой предприятия или индивидуальным предпринимателем. В случае обнаружения недостоверных сведений, проверяющий вправе назначить выездную ревизию;
  • Статья 12, поправки от 13 июля 2015. Введена часть 3.1, согласно которой выездные ревизии не проводятся в тех случаях, когда деятельность юридического лица связана с определёнными рисками;
  • Статья 15, от 1 июля 2017 года. Устанавливается порядок проведения ревизии в рамках защиты интересов юридического лица или частного предпринимателя и соответствующие ограничения;
  • Статья 16, от 13 июля 2015 года. Согласно внесённым поправкам, лицо, не согласное с результатами ревизии и изложенными в отчёте фактами, имеет право направить возражение в орган госконтроля. Данное возражение оформляется в письменной форме;
  • Статья 20, от 9 июня 2014 года. В перечень грубых нарушений, на основании которых результаты ревизии признаются недействительными, добавлено игнорирование аттестации сотрудников того или иного юридического лица.

Внесение следующих изменений в актуальный текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Для подробного изучения рассматриваемого нормативного акта рекомендуется ознакомиться с его актуальными положениями. Скачать текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по ссылке:

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/294-fz-o-zashhite-prav-yuridicheskix-lic/

Как отразится на проверках 294-ФЗ с изменениями на 2019 год?

Закон о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей — последние изменения

При осуществлении экономической деятельности компании и предприниматели подвергаются проверкам со стороны контролирующих организаций.

Одни проверяют исполнение требований техники безопасности, другие – финансовую дисциплину, третьи выезжают по жалобе потребителя и пр. Для координации деятельности ревизионных структур был принят Федеральный закон от 26.12.

2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон №294

этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных и пр.

Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.

Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:

  • оперативно-следственные мероприятия;
  • прокурорский надзор;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
  • деятельность пограничников и войск национальной гвардии.

Основные положения

ФЗ №294 унифицирует процедуру проведения проверок хозяйствующих субъектов:

  • риск-ориентированный подход к определению объектов проверки, её продолжительности и интенсивности;
  • периодичность включения в план проверки одного и того же субъекта;
  • сроки уведомления о проверках разного типа;
  • порядок согласования с органами прокуратуры;
  • ведение единого реестра проверок и результатов по ним;
  • исключение отдельных субъектов либо применение дополнительных нормативных документов при проведении проверки.

Защита прав юридических лиц

Проверки по плану проводятся раз в три года, при этом после создания компании или регистрации в качестве предпринимателя в течение трёх лет плановых проверок быть не может. Регламентирована процедура обжалования постановления инспектора, в том числе и обоснованность проведения внеплановой ревизии.

К защите права относят и уведомительный порядок регистрации, описанный в статье 8 настоящего закона.

Защита прав потребителей

Одно из оснований проведения внеплановой проверки – жалоба потребителя на компанию или предпринимателя, реализующего товар или оказывающего услугу.

Однако в заявлении обязательно должна содержаться информация о предыстории рассмотрения дела:

  • обращение к руководству компании или её представителям;
  • результаты этого обращения;
  • отсутствие должного реагирования со стороны руководства и пр.

Если внеплановый выезд или контрольная закупка проводятся по жалобе потребителя, то организация не уведомляется о процедуре заранее. Сведения по итогам публикуются в едином реестре проверок, а также доводятся до сведения заявителя и проверяемого лица.

Защита прав граждан

В ходе осуществления предпринимательской деятельности недопустимо ухудшение состояния окружающей среды и исторических памятников, причинение вреда здоровью населения и т.д.

Если о подобных случаях становится известно из обращения граждан, публикаций средств массовой информации, представления инспектора, то это становится основанием после согласования с органами прокуратуры для проведения внепланового выезда.

При этом предварительное уведомление проверяемого субъекта не осуществляется.

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Основные изменения в законе с января 2017, 2018

С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:

  • органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
  • для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.

Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта.

Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов.

Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.

Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.
Изменяемая статьяПредыдущая редакцияНовая версия
п.2 ч.2 ст.10было три подпунктадобавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров
ч.5 ст.10основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10
ч. 4 ст.16.1был сплошной текст
  • статья структурирована и содержит пункты:
  • 4.1. об извещении органов прокуратуры по проведению контрольной закупки;
  • 4.2. о действиях должностного лица при выявлении нарушений в ходе закупки;
  • 4.3. о недопустимости проведения внеплановой проверки, если закупка не выявила нарушений.
ч.8 ст.16.1дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ
ч.9 ст.16.1организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФдополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ

Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц.

Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан.

Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zakon/294-fz-s-izmeneniyami

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Закон о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей — последние изменения
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок.

Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г.

    N 584 “Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности”. В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.

  • 2.

    Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.

  • 3.

    Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.

  • 4.

    Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.

  • 5.

    Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.

  • 6.

    Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.

  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля.

    Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.

  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • – государственную тайну;
  • – коммерческую тайну;
  • – служебную тайну;
  • – иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки.

К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

    Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки.

А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности.

Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными – решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, – если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  •  – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  •  – 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

Имеют ли право проводить проверки и выписывать предписания ” правнадзор”

Лидия27.06.2019 14:24

Добрый день! Проводить проверки и выписывать предписания могут только сотрудники государственных органов. Если Вы имеете ввиду ООО “Правнадзор”, то у этой организации нет таких полномочий.

Коленская Светлана Александровна27.06.2019 18:31

Задать дополнительный вопрос

лидия27.06.2019 14:46

сегодня приходили две женщины от туда, нашли мелкие нарушения в отсутствие одного сертификата. в магазине сидела сестра, она испугалась и дала им деньги. Что делать в этом случае?

Так и есть.

Колпакова Галина Юрьевна28.06.2019 16:33

Задать дополнительный вопрос

Добрый день, на каких основаниях я могу не оказать услугу, а точнее не продать кофейный безалкогольный напиток, человеку, кто не соблюдает правила личной гигиены, одет в грязную, одежду, выглядит неопрятно и при этом причиняет неудобства другим людям, кто также находится в кафе? При этом он готов заплатить за напиток

Оксана25.06.2019 07:53

Добрый день.

Источник: https://advokat-malov.ru/stroitelnyj-kontrol-i-nadzor/zashhita-prav-yuridicheskih-lic-i-individualnyh-predprinimatelej-pri-osushhestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.