+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы. Детская литература

Детская художественная литература

Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы. Детская литература

Определение 1

Детская художественная литература – это литература, которая написана специально для детей и выполняет цель воспитания и образования. Детская художественная литература воплощается в детских книгах.

Характерными чертами именно детской художественной литературы являются:

  • в главной роли выступают дети
  • темы интересны детям
  • небольшой объем
  • привлекающие внимание рисунки
  • упрощенный язык
  • диалоги
  • динамика, приключения
  • счастливый конец
  • воспитательный элемент

Первоначально произведения для детей были устными, они были представлены в виде сказок, стихотворений, песен, которые несли в своем содержание некое поучение. Так же были и развлекательные произведения.

В 18 веке девство начинает пониматься как особый период в развитии человека, ранее считалось, что ребенок представляет собой уменьшенную копию взрослого.

В 18 веке ученые начинают осознавать, что детская психика иначе воспринимает окружающую действительность, это находит свое отражение и в литературе. И только в 18 веке появились отдельные жанры детской литературы.

«Маленькая хорошенькая карманная книжечка» Джона Ньюбери – первая развлекательная книжка для детей, она была опубликована 1744 году, имела яркую обложку и содержала картинки, рифмы и игры.

Ньюбери считал, что детские книги играют большую роль в развитии и воспитании ребенка, он считал, что они обладают особой ценностью, именно он был основным издателем таких книг в то время. Он публиковал как свои книги, так и книги других писателей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Большое влияние на формирование детской литературы оказал Жан-Жак Руссо. По его мнению, воспитание ребёнка должно основываться на его природных интересах. Эти идеи были поддержаны такими писателями как Томас Дэй и Марией и Ричардом Эджуортами. Дэй публикует в 1783 году «Историю Стелфорда и Мертона», а Эджуорты в 1780 «Практическое образование: история Гарри и Люси».

Особый вклад в развитие детской художественной литературы внес известный датский писатель Г. Х. Андерсен. Путешествую по Европе, он коллекционировал народные сказки, затем он опубликовал их.

Он в свою очередь действовал по аналогии с писателями Якобом и Вильгельмом Гриммом, которые собирали немецкие народные сказки – весьма популярные в Германии.

Ученые других стран так же занимались подобным коллекционированием, что весьма благотворно отразилось на развитии детской художественной литературе.

На развитие детской художественной литературы оказали влияние такие произведения как ««Швейцарский Робинзон» Йохана Давида Висса и «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана.

19 век называют золотым в развитии детской художественной литературы. В 19 веке произведения детской художественной литературы ставят перед собой цель активизировать детское воображение. Главной отличительной чертой произведений является увлекательность и интересность.

В этот период детская литератур приобретает всю большую популярность, связано это с тем что люди различных социальных слоёв стали более грамотными, а также широко стало развиваться книгопечатание. Появляется фантазийный жанр, ярким примером этого жанра является «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

Так же всемирно известным произведением этого периода является «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Питер и Венди» Джеймса Мэтью Барри.

Отдельно следует отметить и скандинавские детские произведения такие как «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф и «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен.

Развитие детской художественной литературы в России

Первые произведения для детей в России появились в 16-18 веках, это были «Сказки о Шемякином суде» – сатирические повести сатирического происхождения, и «Сказка о Ерше Ершовиче» – сатирическая повесть. Эти и другие подобные произведения пользовались популярностью у детей.

Но все же в это время детская литература в основном состояла из религиозной литературы. В начале 18 века начинает преобладать литература образовательная и воспитательная. Так же в 18 веке становятся популярны так называемые лубочные картинки – изображения с подписями, образа и надписи были простыми и понятными. Были популярны и такие жанры как басни, легенды, повести, сказки.

Новый значимый этап развития русской художественной литературы начинается с середины 18 века. На развитие детской литературы в этом периоде оказали большое влияние такие писатели как М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин. Они работали в таких популярных на тот момент жанрах как басня, сказка, поучительный рассказ, ода.

Начиная с 1917 года детская, литература берется под особый контроль государства. В это время особую роль в развитии литературы оказали М. Горький, С. Я. Маршак. В детской литературе обязательно освящались принципы коммунизма. Массово публикуются художественные биографии известных личностей, таких как В. И. Ленин, Павлик Морозов.

Начинает развиваться фантастический жанр. Александр Беляев – первый в СССР писатель-фантаст, «Человек Амфибия» одно из известных его произведений.

Как и следовала ожидать, Вторая мировая война оказала большое влияние на художественную детскую литературу. Основными темами детских произведений становится война, роль детей на войне, детские подвиги. К популярным произведениям этого периода относят повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» Валентины Осеевой, роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева, повесть «Сын полка» Валентина Катаева.

Наибольший пик развития советской детской художественной литературы приходится на 60-80-ее годы 20 столетия. Среди известных произведений можно назвать «Судьба человека» М. Шолохова, «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского и другие.

Классификация детской художественной литературы

Все произведения детской художественной литературы можно классифицировать по двум направлениям:

Жанр произведения определяется техникой исполнения, содержанием и размером. Выделяют следующие жанры детской художественной литературы:

  • мифы
  • сказки
  • басни
  • легенды
  • фэнтези
  • реализм
  • историческая проза
  • поэзия

По возрасту книги делят на детские и подростковые.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/hudozhestvennaya_literatura/detskaya_hudozhestvennaya_literatura/

Презентация на тему

Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы. Детская литература

  • Слайд 1 Букреева Светлана Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры филологического образования и межпредметной интеграции ЛОИРО
  • Слайд 2 Специфика детской литературы. Круг детского чтения.Основные этапы истории родной и зарубежной детской литературы.Система жанров детской литературы. Методика анализа произведений детской литературы.
  • Слайд 3 Критерии выделения детской литературы. Особенности детской литературы. Современное понятие детской литературы. Виды детской литературы. Круг детского чтения. Критерии художественной оценки детской литературы.
  • Слайд 4 1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее. “Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную.” 2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность – образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.  3. Словесная живопись должна быть лирична. Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости. Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать. “Ребёнку мало видеть тот или иной эпизод, изображённый в стихах, ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска”.  4. Подвижность эмоции и подвижность ритма. В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея – к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным.  5. Повышенная музыкальность поэтической речи. Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке. “Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: Ах, почаще б с шоколадом… Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им такие языколомные щебсши. Стоит только сравнить два стиха: один, сочинённый ребёнком, – «Половина утюга» («А-га-га! Тю-га-га! Половина утюга») и другой, сочинённый взрослым, – «Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть колоссальное превосходство трёхлетних поэтов.” 
  • Слайд 5 6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка – перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны. 7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку. 8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм. Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым). Категорически исключаются переносы и точки в середине строки. 9. Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. 10. Речь строится на глаголах. 11. Поэзия должна быть игровой. Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами. 12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых. По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей. Есть и тринадцатая заповедь. Она была написана позже. Детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит. 
  • Слайд 6 В историко-литературном представлении детство есть комплекс эстетических скрепленный культурной традицией и меняющийся под воздействием различных общественных тенденций. Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого – доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности. Детская литература – часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Наука о детской литературе – боковая ветвь литературоведения. Объективный критерий вычленения детской литературы из общих границ литературы – категория читателя-ребенка.
  • Слайд 7 В основной научной классификации различают литературу для детей, литературу, входящую в круг детского чтения, и творчество детей. Слагаемые детской литературы возникли на разных стадиях ее развития. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения. Практическая классификация детской литературы есть классификация читателей. Особенное мышление ребенка требует сопровождать литературный текст рисунками художника. Литература для детей — высокое и трудное искусство.
  • Слайд 8 Стадиальный аспект понятия «детская литература» Стадии мирового литературного процесса Эпохи
  • Слайд 9 Национальная литература – литература, выражающая самосознание народа Всемирная (мировая) литература – понятие, охватывающее всю совокупность литератур мира; основное его содержание – литературный процесс в масштабе всемирной истории Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи во всей совокупности ее явлений и фактов; многовековое развитие литературы в глобальном всемирном масштабе.Литературный процесс – историческое движение национальной и мировой художественной литературы, развивающихся в сложных связях и взаимодействиях литературное течениелитературное направление художественная системамеждународные литературные общностихудожественный метод
  • Слайд 10 Топика (от др.-греч. topos– место, пространство) – универсальные, надвременные, статичные структуры в составе культуры; константы всемирной литературы. Типы эмоциональной настроенности (возвышенное, трагическое, смех и т.п.).Нравственно-философские проблемы (добро и зло, истина и красота).«Вечные темы», сопряженные с мифологическими смыслами.Арсенал художественных форм
  • Слайд 11 Три стадии мирового литературного процесса (Аверинцев С.С. И др. «Категории поэтики в смене литературных эпох», 1994)
  • Слайд 12 Первая стадиямифопоэтическое художественное сознание архаический период (Поэтика без поэтики)Фольклор. Преобладание мифопоэтического сознания.Отсутствие рефлексии над словесным искусством. Нет литературной критики, теоретических штудий, художественных программ. Вторая стадия(сер. I тыс. до н.э. – сер. XVIII века) традиционалистское художественное сознание (поэтика стиля и жанра)Ориентирование на заранее готовые формы речи, отвечающие требованиям риторики и зависимые от жанровых канонов.Переход от безличного начала к личному.Светскость литературы. Третья стадия (сер. XVIII века – …) Индивидуально-творческое художественное сознание (поэтика автора) Доминирует поэтика автора.Освобождение от жанрово-стилевых предписаний риторики.Литература сближается с бытием человека.Эпоха индивидуально-авторских стилей.
  • Слайд 13 Литературный жанр – исторический складывающийся тип литературного произведения.
  • Слайд 14
  • Слайд 15 1. Влияние жанра сказки (повесть-сказка, новелла-сказка, поэма-сказка).2. Лирическая поэзия и лиро-эпические жанры тяготеют к фольклору.3. Влияние повести о детстве на эпические жанры произведений исторической и нравственно-социальной тематики.4. Преимущество жанру рассказа и новеллы.5. В системе драматических жанров отмечается отсутствие трагедии.6. В освоении литературных жанров присутствует особая логика, заданная возрастными особенностями читателей.
  • Слайд 16 «фольклор» (англ. folk — «народ» и lore — «мудрость») Миф и фольклор. Синкретизм как нерасчлененность видов творчества. А.Н.Веселовский «Историческая поэтика»: истоки поэзии – в народном обряде.
  • Слайд 17 Эпические (былины, легенды, сказки, исторические песни) Лирические (любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания) Драматические (народные драмы, напр., с Петрушкой). Первоначальными е драматическими представлениями на Руси были обрядовые игры: проводы Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др.
  • Слайд 18 произведения, которые созданы взрослыми для детей. произведения, сочиненные детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. структура детского фольклора не отличается от структуры детской литературыособое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких).Пестушки, потешки, прибаутки (содержат элементы народной педагогики, уроки поведения и отношений с окружающим миром.Небылицы-перевертыши, нелепицы.Topsy-turvy rhymes» (букв.«стишки вверх дном»)Оксюморон- стилистический прием, состоящий в соединении логически несоединимых, противоположных по смыслу понятий, слов, фраз, в результате которого возникает новое смысловое качество.• считалки•скороговорки•Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички
  • Слайд 19 Русские народные песниобрядовыеисторическиелирические Былины Сказкио животных волшебныебытовые/ сатирические
  • Слайд 20 естественная народная речь богатство выразительных средствнапевность хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки стилистика тяготеет к гиперболам, параллелизмам, постоянным эпитетамвнутренняя организация имеет четкий, устойчивый характер, даже изменяясь на протяжении веков, оно сохраняет древние корни
  • Слайд 21 Особенности анализа произведений фольклора. Анализ прозаических произведений: жизненные обстоятельства, оказавшие влияние на написание произведения, анализ заглавия, мотивировка определенных сюжетных ключевых элементов, композиция, образы и способы создания типа героя, особенности повествования, специфика жанра. Анализ стихотворного произведения: время написания, жанр, композиция, стиховая организация произведения. образ лирического героя, «разметка» текста — составление партитуры (логической и эмоциональной образности), определение сверхзадачи чтения. Специфика анализа драматического произведения.
  • Слайд 22 Общая характеристика действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д, тип конфликта). Система действующих лиц, главные и второстепенные герои. Система мотивов и развитие сюжета и микросюжетов, текст и подтекст.Композиционно-структурный уровень: особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала. Жанровое своеобразие; способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.). Контекст произведения (историко-культурный, творческий, собственно-драматический).Проблема интерпретаций и сценическая история.
  • Слайд 23 История создания произведения. Жанр произведения. Название произведения и его смысл.От чьего лица ведётся повествование? Тема и идея произведения. Проблематика. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды. Система образов произведения. Композиция произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения. Особенности языка произведения.
  • Слайд 24 История создания произведения.Жанр произведения. Название произведения (если есть) и его смысл. Образ лирического героя. Его близость автору.Идейно-тематическое содержание. Художественные особенности. Ваше читательское восприятие произведения.
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Шел Сильверстайн. Продается носорог. М., 2012.(перевод Г.Кружкова)

  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Святослав Сахарнов. О львах и парусниках. М., 2013

  • Слайд 35
  • Слайд 36 Чуковский К.И. От двух до пяти. (любое издание) Астафьева О. В, Денисова А. В. и др. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: учебн. Пособие для студентов сред. проф. учебн. заведен. М.: Издательский центр «Академия», 2007. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.М.: Издательский центр «Академия», 1997. Кудрявцева Т.А. Художники детской книги. М., 1998. Будур Н.В., Иванова Э.И., Николаева С.А, Чеснокова Т.А. Зарубежная детская литература. (2-е изд). М., 2000. Молдавская К.А. Тенденции развития, критерии оценки и продвижение современной литературы для детей и подростков. М., 2011.
  • Слайд 37 Детская литература /Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1989. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х–1-я половина XIX в. М., 1990. Советская детская литература / Под ред. В.Д. Разовой. М., 1978. Чернявская Я.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература. Минск, 1984. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского.М., 1977. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. /Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. М., 1997. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь /Под ред. Г.А. Черной, И.Г.Минераловой и др.М., 1997, 1998, последующие издания
  • Слайд 38 Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. bibliogid.ru «Библиогид»papmambook.ruknigoboz.ru газета «Книжное обозрение»
  • Слайд 39 Воскобойников В. Блистательный Гильгамеш. М., 1997.Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. (любое издание)Чуковский К.И. Вавилонская башня.(любое издание)Чуковская Л.К. Памяти детства: мой отец – Корней Чуковский. 2007.Барто А. Записки детского поэта. М., 1976, 2009.
  • Слайд 40 http://prezentacija.biz/Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/detskaya-literatura-osnovy-teorii

Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы

Влияние литературы на воспитание детей. История, виды и жанры детской литературы. Детская литература

«Книги – лучшие товарищи старости, в то же время они – лучшие руководители юности»

С. Смайлс

Детская литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и другие.

История детской литературы

Детская литература берет свое начало в недрах народного творчества. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, былины, сказки. Все они рассказывались по памяти, передавались из поколения в поколение, часть из них терялась, забывалась или изменялась. Появлялись и новые. Фольклор является первой отправной точкой в литературе в целом.

Первой известной рукописью, написанной для чтения детьми, считается учебник латинского языка «Донатус» 1491 г. Ее автором является Дмитрий Герасимов – книжник, переводчик, один из первых посредников между европейскими культурами и Московским государством. Рукописные книги того времени содержали в себе сказки, былины, некоторые из них дошли и до нас.

Здесь можно упомянуть сказания о богатыре русском Илье Муромце. Печатное детское издание было впервые выпущено в 1574 году под названием «Азбука». Над составлением этой книги работал Иван Федоров, которого считают первым русским книгопечатником. В XVI-XVII вв. детскому чтению стало уделяться все больше внимания. В азбуки и буквари начали включать религиозные тексты, например, молитвы, житие.

Делалось это для приобщения детей к церкви.

Во времена правления Петра I формирование детской литературы шло полным ходом. Но, пожалуй, самый большой скачок в развитии можно отнести ко второй половине XVIII в.

Огромное количество произведений переводилось с иностранных языков. Значимый вклад внесли такие русские писатели, как М. В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин и другие.

Золотой век детской литературы относится к середине XIX столетия.

Роль книги

Главной ролью детской литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают модели поведения, которым можно или нельзя следовать. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства.

В последнее время ученые и литераторы стали говорить о гедонической роли книги. Чтение доставляет удовольствие, дети наслаждаются этим процессом. Такая роль сама по себе несет большую пользу, оказывая положительное психологическое воздействие.

На смену активным подвижным играм, утомительной умственной деятельности, заданной школьной программой, приходит спокойствие, умиротворение, отдых. Отвлекая от реальной жизни, чтение уравновешивает психологическое состояние ребенка, помогает восстановить силы, сохранить энергию.

Но эта роль выполняется только при условии интереса к чтению. А привлечение внимания детей к книге – задача родителей, воспитателей, педагогов.

Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.

Функции детской литературы

Кроме основной, с точки зрения педагогики, воспитательной роли, детская литература выполняет ряд немаловажных функций.

  1. Познавательная. Благодаря чтению, слушанию книг расширяется кругозор. Все, что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво, простым языком. Из книг ребенок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.
  2. Развивающая. В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас. Кроме того, обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.
  3. Развлекательная. Ребенок проводит свободное время с пользой и интересом. Без этой функции невозможно выполнить ни одну другую. Только увлеченный чтением ребенок может получить от книги удовольствие, узнать что-то новое, научиться чему-то полезному для себя.
  4. Мотивирующая. Определенные моменты из книги, качества героев произведения наталкивают ребенка на переосмысление моральных ценностей, изменение своего поведения. Такое пассивное занятие, как чтение, мотивирует на активную деятельность, помогает найти выход из различных жизненных ситуаций.

Виды и жанры детской литературы

Детская литература может быть весьма разноплановой. Если раньше это были в основном потешки, сказки, былины, то сейчас круг жанров и видов книг заметно расширился. Благодаря этому увеличилась вероятность того, что каждый ребенок сможет найти что-нибудь интересное для себя.

Детская литература включает в себя следующие виды изданий:

  • литературно-художественные (сборники, моноиздания, собрания сочинений, содержащие все популярные жанры);
  • справочные (словари, энциклопедии, имеющие научную основу с правдивым содержанием);
  • деловые издания (сюда относят игры, развлечения, то есть все помогает в организации детского досуга);
  • научно-популярные (книги о различных науках, достижениях человечества, ученых, написанные понятным для детей языком);
  • изоиздания (панорамные книги, раскраски, плакаты, карточки, комиксы, которые предполагают визуальное получение информации).

К жанрам детской литературы можно отнести:

  • сказки – выдуманные произведения волшебного, бытового или авантюрного характера;
  • басни – рассказы в стихотворной иносказательной форме, изображающие поступки человека и имеющие цель донести определенную мораль;
  • стихи – небольшие поэтические художественные произведения;
  • былины – героические народные песни-сказания о подвигах русских богатырей;
  • рассказы – небольшие повествовательные произведения, имеющие, как правило, одну сюжетную линию;
  • повести – рассказы с хронологически построенным сюжетом;
  • поэмы – большие художественные произведения с повествовательным либо лирическим сюжетом, написанные в стихотворной форме;
  • романы – объемные прозаические произведения со сложной сюжетной линией;
  • фэнтези – прозаический жанр, использующий мифологические, сказочные мотивы.

Проблемы детской литературы

В наши дни детская литература сталкивается с серьезными проблемами. У детей пропадает интерес к чтению. Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. Но главной причиной является воспитание внутри семьи, отношение к чтению родителей.

Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, помочь им в формировании интереса. А сделать это не так уж и сложно. Стоит знакомить ребенка с книгой уже с самого его рождения, читать сказки, стихи, показывать картинки, сопровождая это эмоционально окрашенной речью.

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С. Лупан).

Другая проблема заключается в качестве современной детской литературы. Оно оставляет желать лучшего. Многие книги пишутся не для детей, а ради собственной прибыли. Произведения молодых талантливых авторов редко доходят до публикации.

Тем не менее, хорошие книги все-таки можно найти. Плюсы современных произведений состоят в их разнообразии и том, что они более доступны для понимания.

Не стоит забывать и о классике, основе детской литературы, которая отличается глубоким смыслом, оставляя после себя вопросы для размышления и саморазвития.

Эльвира Агачева
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал www.inflora.ru обязательна!

Источник: https://www.inflora.ru/boards/board388.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.