+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование

Виды толкования по субъектам

Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование

Рис. 14. Виды толкования по субъектам

Официальное толкование дается или тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.

Среди актов официального нормативного толкования выделяются акты конституционного толкования. Во многих государствах его дает конституционный суд.

Согласно Конституции России, Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации закона путем издания подзаконных актов. Они могут толковать только свои нормативные акты. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.

Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они уполномочены на толкование законов.

В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем над соблюдением законодательства, толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.

В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные и директивные письма, приказы и инструкции) таких ведомств, как Министерство юстиции РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, прокуратура, органы внутренних дел. Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутренних дел правил дорожного движения.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности.

Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное (социально-юридическое) дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.

В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование — вид официального толкования норм права; разъяснение норм права, даваемое специально уполномоченным на то органом государства на основе обобщения юридической практики применения норм права.

Нормативное толкование:

  • ? предназначается для общего руководства в процессе применения права;
  • ? относится к неограниченному числу случаев;
  • ? распространяется на обширный круг субъектов.

Казуальное толкование — вид официального толкования норм

права; разъяснение норм права, даваемое теми органами государственной власти, которые применяют нормы права к конкретным случаям.

В рамках интеллектуально-волевого процесса уяснения смысла норм права в юридической литературе выделяют способы толкования.

Способ толкования (или, точнее, уяснения) — совокупность приемов и средств познания смысла и содержания нормы права.

В отечественной литературе сформировалось несколько разных позиций относительно способов толкования правовых норм. Обычно выделяются пять взаимосвязанных способа толкования: грамматический (филологический или языковой), логический, системный (систематический), исторический и функциональный.

Помимо этого, в литературе выделяют специально-юридический, сравнительно-правовой, телеологический способы толкования норм права.

Грамматический способ представляет собой совокупность приемов и средств познания смысла и содержания нормы права, основанных на правилах языка, на котором изложены правовые нормы. При таком способе уяснения содержания норм права имеют значения порядок построения предложения, пунктуация, обороты (например, «Казнить нельзя помиловать»).

После уяснения слов и терминов устанавливается смысл слов и предложений, посредством которых сформулирована норма права, для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливается синтаксическая и морфологическая структура предложений (знаки препинания, соединительные и разделительные союзы и др.).

Логический способ основан на использовании приемов формальной логики, в первую очередь индукции и дедукции. С помощью данного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности.

Если грамматическое толкование ставит своей задачей выяснение буквального содержания текса нормы, то логическое с помощью правил формальной логики выясняет то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил.

Системный способ предполагает уяснения смысла правовой нормы во взаимосвязи с другими нормами, которые закреплены как в применяемом источнике права, так и в других источниках права, а также с отраслевыми, межотраслевыми и общеправовыми принципами права. Существование данного способа толкования предопределяется системностью права. Нормы права не существуют независимо друг от друга, входят в состав институтов, отраслей права.

Исторический способ исходит из необходимости учета исторической ситуации, при котором издавалась толкуемая норма, допускает использование, например, стенограмм заседаний законодательного органа и т.д.

Специально-юридический способ предполагает раскрытие смысла содержащихся в норме специальный юридических терминов, не объяснимых с позиций языка нормы. Выражение властной воли законодателя, содержащиеся в нормах права, осуществляется с помощью не только общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

Используются юридико-технические средства и приемы, учитывающие различные способы методы и типы правового регулирования. Все это обуславливает потребность в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет при толковании норм права. Это касается терминов траст, эмансипация, акцепт, комитент и др.

Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования, юридические конструкции, тип регулирования. В условиях общедозволительного типа «разрешено все кроме прямо запрещенного» регламентация осуществляется путем использования запрещающих норм, хотя в самом деле речь идет об общем дозволении.

Без понимания типа правового регулирования и использования правовых конструкций не возможно реализовать правовые нормы.

Телеологический способ предполагает необходимость определения цели, которую преследовал законодатель, издавая правовую норму. Подобное толкование применяется не всегда, иногда законодатель определяет цели принятого нормативно-правового акта непосредственно в его тексте. С учетом названных целей субъекты права должны применять положения принятые в законах и подзаконных актах.

Функциональное толкование предназначено для уяснения смысла нормы, учитывая условия и факторы, при которых реализуется норма. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации.

Интерпретатор должен учитывать условия и факторы в которых реализуется норма, прежде всего это касается оценочных терминов (уважительные причины, существенный вред). В ряде случаев законодатель обязывает учитывать различные конкретные условия, т.е.

обратиться к функциональному толкованию.

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы права, который имел в виду сам законодатель. Особенность толкования норм права по объему обусловливается его связью с конечным результатом толкования; другими словами, вид толкования по объему напрямую зависит от объема конечных результатов толкования. В зависимости от результата толкования различают три вида официального толкования: буквальное (адекватное), распространительное и ограничительное толкование.

Адекватное, распространительное и ограничительное толкования

  • 1. Буквальное (адекватное) толкование — это толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл равны по объему. Большинство юридических норм толкуется как полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом.
  • 2. Распространительное толкование — это толкование, при котором действительный смысл и содержание правовой нормы намного шире, чем ее словесное выражение. Подобная ситуация складывается в тех случаях, когда в тексте правовой нормы содержатся такие слова, как «другие», «прочие» и т.п. Конституция РФ дает перечень нематериальных благ (жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, и далее). Это перечисление носит распространительный характер.
  • 3. Ограничительное толкование — это толкование, при котором действительный смысл и содержание правовой нормы уже, чем ее словесное выражение. Подобная ситуация применяется при сложных в формулировке правовых нормах. В семейном кодексе определяется, что имущество нажитое супругами во время брака является их совместной собственностью, но эта норма ограничительная, т.к. согласно других норм собственность одного из супругов может быть наследуемое имущество.
  • 1. Что такое толкование норм права?
  • 2. Почему возникает необходимость толкования норм права?
  • 3. Кого законодатель относит к субъектам толкования юридических норм?
  • 4. В чем отличие официального и неофициального толкования?
  • 5. Какие способы толкования юридических норм предусматривает Российская доктрина права?
  • 6. Почему необходимо толковать правовые нормы по объему?

  Посмотреть оригинал

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://bstudy.net/659810/pravo/vidy_tolkovaniya_subektam

Толкование права: понятие, объект, факторы и способы

Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование
Определение 1

Толкование права – это интеллектуально-волевая активность исполняемая субъектом права, который занимается разбирательством и совершенствованием актов и правовых норм.

Расшифровывается это толкование интеллектуально-волевого процесса по организаци, которая содержит в себе такие компоненты как: разъяснение и уяснение.

Определение 2

Уяснение — это процесс осознания и понимания процесса правовых актов, про него говорят, что это процесс «для себя».

Определение 3

Разъяснение — это процесс передачи усвоенного содержания «для других».

Очень важно помнить, что эти элементы нельзя противопоставлять.

Что касается использования правовых норм, то стоит отметить, что они тесно взаимосвязаны. И прежде чем пытаться объяснить содержание другим, необходимо самому разобраться с субъектом.

В тоже время необходимо и объяснить другим субъектам, для понимания содержания.

При этом основной субъект занимающийся толкование правовых актов занимается лишь уяснением ее содержания, а не реализацией ее норм.

Рисунок 1. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Применение правовых норм

Чаще всего объектом толкования являются правовые акты. Например, в литературных изданиях очень часто поднимаются вопросы о толковании норм права.

Замечание 1

Но такой трактовкой порой сильно занижают роль, а также значение толкования, забывая, что разъяснению подлежат все правовые акты, не только отдельные вроде нормативных и содержащих правовые нормы.

Виды толкований

Юридическое толкование – это важная деятельность основывающаяся на цели по реализации или совершенствованию толкования актов. И это верно, ведь без верного пояснения правового акта не получится его реализовать. Толкование в этом случае осуществляется не для обычного познания или же изучения норм права, а в целях реализации.

Если углубиться в это явление, то можно получить более четкую характеристику и толкования права. Оно выступает как особое социальное явление, представляющее из себя фактор правовой культуры, развитие ее права, которое является важным условием правового регулирования.

Замечание 2

Такое толкование как юридическое явление обуславливается необходимым толкованием под средством ряда факторов.

Первый из них связан с особенностями самого права, как явления. Ведь,как известно, право имеет достаточно своеобразные признаки: особая нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, государственная гарантированность. Среди всех выше перечисленных признаков каждый своим содержанием вызывает потребность разъяснения норм.

Фактор под номером два исходит из особенностей правового регулирования, но имеет явное отличие от других форм социального регулирования.

Это регулирование подразумевает под собой разного вида методы, типы, способы, режимы, юридические конструкции и включает не одну стадию.

Именно поэтому правовые акты не могут реализовываться «автоматически», «сами собой», а нуждаются в мыслительных процессах для разъяснения правовых актов и особенностей, которые в них входят, а также правового регулирования в целом.

Третий фактор отвечает за все возможные конфликты между формой и содержанием права. права очень часто выражается в правовых актах, которые, к сожалению, не всегда верно отражают волю законодателя. Например низкий уровень юридической техники, технические недостатки приводят к проблемам противоречия и содержания права.

Последний фактор находящийся под номером четыре обуславливается противоречием между стабильностью права, правовыми подписания, которые характеризуются вовсе формально и динамикой отношений между людьми. Часто получается, что остающийся неизменным закон преобразуется в совершенно изменившийся по сравнению с первоначальным экземпляром.

Замечание 3

Основываясь на всей этой информации можно сказать, о специфическом юридическом толковании, оно имеет отличительные черты от других видов толкования (например, если текст написан на одном языке, то его можно перевести).

Что касается юридического толкования, то оно со своей особой спецификой требует специальные технологии, способы и процедуры.

Определение 4

Под самими способами толкования понимается общая совокупность приемов и средств, которые используются для установления содержания правовых актов.

Например, в практике и юридической науке есть разные способы, которые при этом различаются (среди авторов эти трюки называют «приемами») толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

Грамматическое толкование

Любой правовой акт представляет из себя выраженную словами мыcль законодателя. Именно поэтому при толковании закона сначала очень важно выяснить терминологическую или грамматическую составляющую содержания отдельных понятий, из которых после и будет складываться все содержание текста.

Для того чтобы это осуществить нужно сопоставить грамматические формы слов такие как: род, число и падеж, найти общие связи между словами и предложениями, построить скелет морфологической и синтаксической структуры предложения (знаки препинания, соединительные и разделительные союзы и др.).

В этом смысле толкование правового акта очень близко по структуре с уяснением смысла любым письменных источников (газетных или журнальных статей, художественных произведений и т.д.).

Логическое толкование

Основывается на смысле использования законов логики правовым актом, с помощью чего устанавливается весь объем содержания нормы, также устраняются все недочеты.

Главной целью логического толкования является использование правил формальной логики для того чтобы выявить, на что именно законодатель хотел обратить внимание в тексте закона, но не обратил.

При этом вместе с правилами формальной логики интерпретатор должен пользоваться и законами диалектической логики.

Систематическое толкование

Определяется системностью самого права. Указанное толкование заключается в понимании основного смысла той или иной конкретной нормы, сопоставляя ее с другими нормами или другими нормативными актами.

Сами по себе правовые нормы не могут существовать независимо друг от друга, именно из-за этого и не будет достаточно просто текстуального анализа для полного и правильного уяснения смысла конкретной нормы, а потребуется гораздо больше, исследовать эту норму на всевозможные связи с другими предписаниями. Часто в самом тексте толкования нормативного акта есть причины способствующие систематическому разъяснению. Например, Конституционный Суд РФ смог вывести целый ряд полномочий нашего президента из его функций (гаранта Конституции, обеспечения прав и свобод граждан и др.), закрепленных в Основном законе Российской Федерации.

Историко-политическое толкование

Предполагает учет исторической (экономической, социально-политической) обстановки в стране на момент издания норм, и на момент самой реализации. Тем более это толкование является необходимым в случаях, когда закон уже устарел и не может показать всю объективность временных условий для своего применения.

Специально-юридическое толкование

Базируется на специальных профессиональных знаниях в области правовой науки и юридической техники.

Формируя правовые предписания законодателю необходимо использовать разнообразные юридико-технические методы, а также средства, приемы, типы и способы правового регулирования, все это в совокупности подчеркивает необходимость интерпретатора в особенных юридических (в первую очередь научно-практических) знаниях. Но в первую очередь это необходимо для толкования именно специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.).

Замечание 4

Однако такой метод толкования не опирается только на понимание таких терминов, ведь тогда он бы сравнивался с грамматическим толкованием.

Интерпретатору необходимо обладать специальными научно-теоретическими знаниями, пользуясь при этом такими категориями, как «правовое регулирование и его типы», «правовой режим», «конструкции в юриспруденции» и другие.

Теологическое целевое толкование

Имеет основную направленность на понимание с какой целью издавался правовой акт, но такое толкование используется не всегда. Однако в случаях, когда в стране происходят быстрые перемены в общественно-политических обстановках, спецификой обстоятельств дела, без выяснения целей становится невозможность принятие верного решения.

Так, Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», который действовал до момента принятия Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, имел целью обеспечение и защиту конституционных прав граждан на землю.

Учитывая названные цели субъекты права обязаны применять положения указа, опираясь на главные цели по защите интересов именно физических лиц (а не организаций).

Функциональное толкование

Говорит о том, что интерпретатор показывает нам содержание нормы учитывая ее конкретные особенности (места,время,личность).

Но больше всего это затрагивает разъяснения так называемых оценочных терминов таких как: «уважительные причины», «значительный ущерб», «крайняя необходимость», «неблагоприятные условия» и т.д.

Даже при учете конкретных условий одни и те же обстоятельства вполне могут быть признаны уважительными или не уважительными.

Замечание 5

Бывает итак, что нередко законодатель обязывает правоприменителя соблюдать конкретные условия, что означает обращаться именно к функциональному толкованию.

Поэтому, согласно т. 81, 83 СК РФ размеры алиментов на содержание детей суд определяет «с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств». В качестве оценки терминов критириев толкования выступаю нравственные, политические и общесоциальные критерии.

Очень важно, что для уяснения содержания нормы порой просто нет необходимости во всевозможных способах толкования. Ведь в некоторых случаях можно ограничиться лишь грамматическим или же логическим разъяснением.

Но тем не менее, это не дает нам оснований для игнорирования какого-либо из вышеперечисленных способов, потому что бывает так, что именно тот способ на который вовсе не возлагали надежды, понимает правильно понять, или как говорится «поставить точку» в понимании содержания нормы, а также правильно воспользоваться ей в практическом смысле.

Субъекты толкования

Обычно все нормативные предписание имеют возможность толковаться любыми субъектами и даже их реализующими. Однако юридическое понятие трактовки отличается в зависимости от лица, которое толкует эту норму. Именно поэтому очень важно разделять эти виды разъяснения по субъектам, ведь на этих основаниях можно отличить официальное от неофициального толкования.

  • Официальное толкование осуществляется под влиянием компетентных органов, результаты которого очень важны для субъектов права. В это время, оно разделяется на легальное, аутентическое и правоприменительное.
  • Аутентичекое толкование занимается производством органа, которые издает уже закрепленную норму акта. Какого-либо специального разрешения для этого ему вовсе не нужно, ведь он делает такие операции в силу своей правотворческой компетенции. Его толкование может представляться, как в тексте самого акта, так и в отдельном самостоятельном акте разъяснения.
  • Легальное толкование исполняет уставы органа, который имеет все необходимые для этого полномочия на законной основе. Так, ст. 126 Конституции Российской Федерации говорит, что Верховный Суд РФ «дает объяснения относящиеся к вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения согласно ст. 127 Конституции РФ дает и Высший Арбитражный Суд РФ. Исключительная компетенция Конституционного Суда РФ толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Дает он трактование и норм самой Конституции (ст. 125 Конституции РФ). Правом официального объяснения положений избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия РФ.

Указанные виды толкования предполагают характер нормативного типа, т.е. Объектом толкования будут являться нормативные акты никак не относясь к случаями их конкретного применения.

Стоит отметить, что есть и ненормативное т.е. правоприменительное толкование.

Определение 5

Это разъяснение, которое исполняется правоприменителем на второй стадии которого применяются процессы норм права.

Важно помнить, что именно вторая стадия — это стадия во время которой выбираются, а после анализируются нормы права. В этом случае процесс толкования очень тесно связан с процессом применения.

Есть и другой вид толкования по субъектам это неофициальное толкование. Это толкование действует под влиянием различных субъектов, но результаты его не имеют общезначимого характера. Его часто делят на профессиональные, обычные и доктринальные.

Обычное разъяснение дается любыми субъектами права. Точность такого субъекта напрямую зависит от уровнях его правосознания. При чем от характера его трактовки во многом зависит насколько он будет законным, ведь это разъяснение представляет из себя основание для юридической деятельности граждан и их правомерного поведения.

Профессиональное толкование осуществляется специалистами-юристами. Основным критерием для выделения этого вида служит не степень знания права, а профессиональная деятельность.

Один из лучших примеров толкования этого права, это разъяснение исполняемое прокурором или адвокатом в судебном процессе.

Но так как его результат не имеют необходимости для суда, это толкование будет являться неофициальным, тем не менее необходимость его использования и порядок закреплены нормативно.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/tolkovanie-prava/

Толкование правовых норм

Виды толкования. Официальное и неофициальное толкование

Толкование права – это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение истинного смысла правовых норм.

Таким образом, толкование правовой нормы раскрывается посредством двух аспектов – уяснения и разъяснения.

Аспекты толкования правовых норм

Толкование-уяснение представляет собой мыслительный процесс субъекта толкования. Толкование уяснение не получает внешне выраженную форму, т.е. не фиксируется документально, и не является юридически процессуальным действием. Подобное толкование может даваться как должностным лицом, так и рядовым гражданином.

Толкование-разъяснение включает в себя не только мыслительный процесс, но и его внешнее выражение, закрепляемое в специальных актах (актах толкования), которые в сою очередь доводятся либо до конкретных лиц, либо до неопределенного круга лиц. Разъяснение вправе давать только уполномоченные на то органы и должностные лица.

Причины толкования правовых норм

  1. Сложность, нечеткость, двусмысленность юридических норм.
  2. Несовершенство законодательной техники, слабая проработанность, неконкретность юридических норм.

  3. Несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм.
  4. Наличие в юридических нормах специализированных терминов и понятий.

  5. Неточность выражения мысли законодателя, отсутствие связи «буквы закона» с современностью.
  6. Взаимосвязь юридических норм, позволяющая правильно истолковать юридический акт только в контексте с другими правовыми нормами.

Таким, образом, толкование правовых норм играет значительную роль в юридической науке. До своего применения норма должна быть подвергнута тщательному толкованию.

Это проводится для того, чтобы убедиться в том, что воля законодателя выражена четко, ясно, правильно, корректно. Также необходимо выяснить насколько норма соответствует «духу» времени и определить ее адресность.

Виды толкования норм права

Субъектами толкования правовой нормы может любое лицо. В науке существует подробная классификация толкования права по субъектам. Итак, по субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование

Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Такое толкование документально выражено в актах толкования и является юридически обязательным для тех, кому оно адресовано.

Толкование данного вида несет за собой определенные последствия. Оно является ориентиром для субъектов правореализации и не предусматривает разночтений.

В рамках официального толкования выделяют следующие его подвиды:

  • нормативное (общее) толкование имеет более широкий круг субъектов и носит общеустановочный характер. Примером нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда, рекомендующие нижестоящим судам придерживаться определенных ориентиров при применении того или иного закона;
  • казуальное (индивидуальное) толкование затрагивает только какой-либо конкретный факт, дело. Оно не общеобязательно, и имеет целью разрешения именно этого уникального случая;
  • аутентичное (авторское) толкование представляет собой толкование государственными органами собственных актов;
  • легальное толкование, т.е. официально разрешенное и делегированное специализированному органу вышестоящей инстанцией. Как правило, это ведомственное толкование;
  • судебное толкование осуществляется судом и, прежде всего, Верховным Судом Российской Федерации и Пленумом Верховного Суда РФ. Особое значение имеет толкование юридических норм Конституционным судом РФ, которое в отдельных случаях может создать судебный прецедент и выступать источником права.

Однако, стоит заметить, что Конституционный Суд РФ не может толковать Конституции и другие нормативные акты по собственной инициативе, а только по письменному запросу соответствующих субъектов (Президент РФ, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, органы законодательной власти субъектов Федерации).

Неофициальное толкование

Неофициальное толкование производится субъектами. род деятельности которых не является официальным, государственным. Следовательно, данное толкование не имеет какой-либо юридической силы и не влечет никаких правовых последствий.

Оно может выражаться как в устной, так и письменной формах. Неофициальное толкование права делится на:

  • доктринальное (научное) толкование производится учеными, представителями науки. Оно аргументировано, доказательно, обоснованно. Ярким примером доктринально толкования служат ежегодно выпускаемые комментарии к Кодексам. Мнения ученых не обязательны для правоприменителя, но могут оказать существенную помощь юридической практике;
  • профессиональное толкование дается юристами-профессионалами, к числу которых относятся судьи, прокуроры, адвокаты, следователи и пр. Может быть выражено как устно в форме рекомендации, так и письменно – справки, заключения;
  • обыденное толкование представляет собой первичный, житейский уровень интерпретации правовой нормы. Его особенность заключается в том, что оно может ошибочным, неверным, построенным на эмоциях.

Способы толкования правовых норм

Грамматический (филологический) способ толкования предполагает разбор нормы с позиции лексических, стилистических, морфологических требований.

Логическое толкование подразумевает толкование нормы с точки зрения логики. При таком способе толкования исследуется взаимосвязь трех ключевых элементов нормы – гипотезы, диспозиции, санкции; исключаются иносказания, противоречия, анализируются слова и фразы. носящие переносный или двоякий смысл.

Например, используемое в уголовном праве понятие «холодное оружие» трактуется как неогнестрельное, негазовое, а не сточки зрения температурного режима.

Системное толкования означает толкование нормы с точки зрения системного подхода, т.е. норма должна быть истолкована не изолированно, а в комплексе, в контексте с другими нормами, которые регулируют однородные отношения.

Данный способ толкования позволяет выявить и устранить правовые коллизии между предписаниями, найти необходимую норму при применении аналогии закона.

Историко-политическое толкование нацелено на взаимосвязь «буквы закона» с реальной действительностью. Данный способ толкования позволяет безошибочно определить какие нормы актуальны на текущий момент времени, а какие утратили свою силу.

Например, нормативно-правовые акты изданные в СССР, на текущий момент устарели и не имеют юридической силы.

Специально-юридическое толкование имеет целью толкование специализированных терминов и понятий, которыми насыщены нормы.

Например, не каждый  гражданин знает что такое «исковая давность», «правосубъектность», законный интерес» и пр.

Данный способ толкования смежен с грамматическим толкованием. Отличие заключается в том, что истолковываются не отдельные слова, выражения и их соединения, а словесные конструкции, понятия, институты.

Телеологическое (целевое) толкование направлено на выявление целей, которые закладывал в норме законодатель. Как правило, цель уже заложена в самом нормативно-правовом акте в его преамбуле (вступительной части). Однако, так бывает не всегда.

Иногда цель акта вытекает из его содержания, общей направленности, логики. В некоторых случаях, цель нормативно-правового акта становится очевидной из названия главы или раздела.

Например, в Уголовном Кодексе имеются такие главы: «Преступления против личности», «Преступления в сфере экономики» и т.д.

Функциональное толкование предполагает изучение нормы с позиции сложившейся практики ее применения. С учетом особенностей времени, места и иных условий обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, существенными или нет.

Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает увольнение за аморальное поведение сотрудника, осуществляющего свою деятельность в сфере воспитания. Однако, понятие аморальности со временем претерпело некоторые изменения.

Если ранее использующийся в образовательных учреждениях авторитарный стиль преподавания не подразумевал использование комплиментов, индивидуальных знаков внимания – это могло быть расценено как приставание или заигрывание, то сегодня данные инструменты преподавания вполне приемлемы. Считается, что они служат способом воодушевления, стимулирования учащихся.

Толкование норм по объему подразделяется на три вида:

Буквальное толкование – вид толкования, при котором словесное выражение нормы и ее действительный смысл совпадают.

Например, ст. 44 Уголовного Кодекса РФ устанавливает 13 видов наказаний, которые могут применяться к лицу, совершившему уголовное преступление. Иных видов наказания к лицу применено быть не может.

Ограничительное толкование – вид толкования, который сужает смысл, следуемый из буквального текста толкуемой нормы.

Например, ст. 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».Однако, очевиден тот факт, что уплатить установленные налоги и сборы может не каждый член общества. Оплатить может только лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, работающее и дееспособное.

Расширительное толкование – вид толкования, при котором правовой норме придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее буквального текста.

Например, п. 1 ст. 23 Уголовно-процессуального Кодекса РФ предусматривает рассмотрение мировым судьей дел о расторжении брака, о разделе совместно нажитого имущества между супругами и иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений.

Таким образом, статья будет толковаться расширительно, так мировой судья может рассматривать и иные дела, возникающие в семейно-правовых отношениях, которые не предусмотрены данной статьей.

Принципы толкования

  • всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
  • закон обратной силы не имеет;
  • что законом не запрещено, то разрешено;
  • чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
  • законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
  • исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
  • позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
  • толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

Вывод

Толкование правовых норм – основополагающее условие их правильного понимания и применения. Без толкования процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в известном смысле невозможен.

Необходимость толкования убедительно подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой, судьбами конкретных людей.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/tolkovanie-pravovyh-norm/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.