+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Величина приемлемого риска определяется. Приемлемый риск – это что такое? Понятие и концепция

Содержание

Гост р 55846-2013 воздушный транспорт. система менеджмента безопасности авиационной деятельности. приемлемый риск. принципы и методы определения приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания, гост р от 22 ноября 2013 года №55846-2013

Величина приемлемого риска определяется. Приемлемый риск - это что такое? Понятие и концепция

ГОСТ Р 55846-2013

ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 “Воздушный транспорт”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1878-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8).

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”.

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя “Национальные стандарты”.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

В настоящее время производители обеспечивают качество авиационной техники лишь по показателю нормативной вероятности возможности возникновения рискового события.

Производитель полагает, что если авиационная техника надежна, она по умолчанию безопасна, что не соответствует требованиям международных стандартов. Он не располагает методиками пересчета рисков в показатели надежности и не обязан делать что-то дополнительно, т.к.

необходимые методики оценивания интегральной значимости рисков отсутствуют.

В настоящем стандарте отмеченные вопросы обсуждаются комплексно, во взаимосвязи, теоретически и практически в форме алгоритмов.

Таким образом, система “Производитель – эксплуатант” является разомкнутой (в России) по показателям безопасности полетов. Тогда как западные производители систем авиационной техники придерживаются принципа оценки интегральной значимости рисков уже достаточно давно.

При этом поставляют технику в РФ на основе метода поддержания летной годности, по методу послепродажного сервиса, в котором подобный принцип соблюдается достаточно полно в соответствии с принятой стратегией обеспечения безопасности полетов и управления рисками.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к оценке уровня приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания авиационной деятельности, а также принципы и подходы к методам его определения.

Стандарт может применяться органами государственного регулирования и организациями, ответственными за менеджмент безопасности авиационной деятельности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55860-2013 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 55860-2013, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 авиационное происшествие: Любое событие, которое произошло во время эксплуатации воздушного судна и повлекло за собой: смерть или серьезное телесное повреждение; существенное повреждение воздушного судна, включая разрушение его конструкции или необходимость в крупном ремонте воздушного судна; воздушное судно пропадает без вести.

3.1.2 инцидент: Любое событие, связанное с использованием воздушного судна, которое потребовало дополнительных действий по обеспечению безопасности авиационной деятельности.

Примечание – При этом, тяжесть авиационного происшествия и инцидента определяется размером материального ущерба

3.1.3 приемлемость риска: Степень готовности общества к принятию данного риска.

3.1.4 приемлемый уровень риска: Уровень риска, при котором никаких дальнейших действий по управлению состоянием системы не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями).

3.1.5 проективный подход: Такой подход в профилактике авиационных происшествий, который основан на выявлении опасных факторов в авиационной системе, которые еще не проявились, но могут стать причиной инцидентов, аварий и катастроф.

3.1.6 уровень безопасности: Степень безопасности системы, определенной в виде четких или нечетких стандартных показателей.

Примечание – Параметр состояния системы характеризует качество системы с точки зрения безопасности.

Данный параметр определяется в заданной четкой или нечеткой мере. Условная четкая мера задается числом, например с помощью матрицы рисков. Нечеткая мера задается лингвистической переменной типа: “больше”, “меньше”, “допустимо”, “часто”, “редко” и т.п.

3.1.7. риск: Мера прогнозируемого количества опасности, измеряемой в форме экспертного значения сочетания двух величин – меры возможности случайного появления опасных событий (нормированной частоты) и возможного ущерба от этих событий.

3.1.8 управление безопасностью: Процесс (и/или деятельность) в пределах функциональных возможностей систем и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.

3.1.9. управление риском: Процесс, аналогичный управлению безопасностью, в узкоспециализированном направлении обеспечения безопасности на основе измерения значимости рисков, снижения тяжести последствий от воздействия на систему факторов риска и уклонения системы от факторов риска.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

AT – авиационная техника;
БП – безопасность полетов;
ВС – воздушное судно;
ГА – гражданская авиация;
ИАТА (IATA, International Air Transport Association, англ.) – Международная ассоциация воздушного транспорта;
ИКАО (ICAO, International Civil Aviation Organization, англ.

) – Международная организация гражданской авиации;

ИОСА (IOSA, IATA Operational Safety Audit, англ.

) – программа производственного аудита безопасности авиакомпаний Международной ассоциации воздушного транспорта;

ИЛП – интегрированная логистическая поддержка;

ППР – планово-предупредительный ремонт;

РСР – риск смертельного ранения;

РУБП – Руководство по управлению безопасностью полетов;

РФ – Российская Федерация;

СМБ АД – система менеджмента безопасности авиационной деятельности;

СНЭ – с начала эксплуатации;

СУБП – система управления безопасностью полетов.

4 Общие положения

4.

1 Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т.е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в безопасной системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией.

Авиация представляет собой полную систему, которая включает в себя: летный экипаж, аэропорт, управление воздушным движением, техническое обслуживание, кабинный экипаж, наземную службу эксплуатационного обеспечения, диспетчерскую службу и т.д. Надежное управление безопасностью предполагает учет всех компонентов этой системы.

Безопасность все в большей степени рассматривается как контроль факторов риска.

4.

2 Таким образом, под безопасностью понимают состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. Функциональная схема СМБ АД определения приемлемого риска для государства () и поставщиков обслуживания (, ) приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Функциональная схема СМБ определения приемлемого риска для государства и поставщиков обслуживания

Рисунок 1 – Функциональная схема СМБ определения приемлемого риска для государства () и поставщиков обслуживания (,)

4.

3 Программа обеспечения безопасности авиационной деятельности представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности.

4.

4 Основным показателем безопасности авиационной деятельности для государства и для поставщиков обслуживания является число авиационных происшествий с человеческими жертвами на 100000 ч летного времени. Для вертолетов принято пользоваться термином “риск смертельного ранения” (РСР), рассчитываемым по формуле Р.Дж. Фокса.

На рисунках 2 и 3 показана зависимость и РСР от налета на 1 инцидент.

Рисунок 4 показывает соотношения и РСР.

Рисунок 2 – Зависимость К(100000) от налета на инцидент для самолетов ГА РФ

Рисунок 2 – Зависимость от налета на инцидент для самолетов ГА РФ

Рисунок 3 – Зависимость РСР от налета на инцидент для вертолетов ГА РФ

Рисунок 3 – Зависимость РСР от налета на инцидент для вертолетов ГА РФ

Рисунок 4 – Соотношение РСР и К(100000)

Рисунок 4 – Соотношение РСР и

По зависимостям, представленным на рисунках 2 и 3, можно определить уровень безопасности в авиакомпании, в регионе и в государстве.

Зная распределение инцидентов по причинам (отказы ВС, аэродромное обеспечение, птицы, ошибка экипажа и пр.), можно определить слагаемые суммарного риска.

4.

5 Для проведения необходимых расчетов необходимо наличие баз данных, содержащих:

4.

5.1 Сведения по парку ВС, эксплуатирующихся в авиакомпании, регионе, государстве, включая следующую информацию:

4.

5.1.1 Тип ВС.

4.

5.1.2 Регистрационные знаки.

4.

5.1.3 Серийный номер.

4.

5.1.4 Дата выпуска.

4.

5.1.5 Дата последнего ремонта.

4.

5.1.6 Место последнего ремонта.

4.

5.1.7 Наработка СНЭ, ч/пос.

4.

5.1.8 Наработка ППР, ч/пос.

4.

5.1.9 Наработка за последний год, ч/пос.

4.

5.1.10 Налет за последний год, км.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/471851507

Приемлемый риск – это что такое? Понятие и концепция

Величина приемлемого риска определяется. Приемлемый риск - это что такое? Понятие и концепция

Каждый человек ежедневно, осознанно или нет, подвергается риску. Он вполне объективен и сопровождает практически любую деятельность. Люди рискуют, преодолевая опасности в быту, на транспорте, производстве. Рассмотрим далее понятие приемлемого риска.

Общие сведения

Риск представляет собой меру ожидаемого неблагополучия, неудачи, опасность возникновения неблагоприятных последствий для человека.

Он также включает в себя определенные явления, появление которых содержит вероятность материальных потерь. С термином “риск” связаны мировоззренческие (концептуальные) подходы к безопасности жизни и деятельности.

В процессе развития технологической сферы осознание человеком природы угроз рассматривалось с различных точек зрения.

Основные подходы

В первую очередь следует отметить концепцию абсолютной безопасности, или “нулевой риск”. Этот подход известен как теория максимальной надежности. В соответствии с ней предполагается, что необходимые материальные расходы на подготовку персонала, средства защиты, а также строгий контроль выполнения установленных правил и норм сможет обеспечить полную безопасность.

Существует также детерминистский подход, или концепция нормальных аварий. Эта теория получила свое развитие в 80-е годы прошлого века в некоторых странах. Среди них, в частности, Великобритания, Нидерланды, США. В настоящее время этот подход активно разрабатывается во многих государствах. В рамках данной теории признана невозможность обеспечить абсолютную безопасность.

Концепция предполагает рассмотрение риска возникновения крупных катастроф с серьезными последствиями.

Третий, комбинированный подход признает неизбежность аварий, однако при этом предполагает их минимизацию на основе глубокого анализа угроз при проектировании систем, а также приоритетного финансирования мер обеспечения безопасности, строгого выполнения законодательных норм, инструкций и правил.

В его основе лежит концепция приемлемого риска. В рамках теории угроза, с одной стороны, соответствует практически достижимой степени безопасности. Иными словами, опасность настолько снижена, насколько это возможно.

С другой стороны, приемлемый риск – это разумно достижимая степень безопасности в плане расходно-доходного баланса. Данную теорию можно выразить простыми словами.

Безопасность по детерминистскому подходу – это столько, сколько человек готов за нее заплатить.

Традиционная теория

Она основывалась на стремлении к “полной безопасности”. Суть теории состояла в реализации мероприятий для устранения любой угрозы, исходящей от техники, внедрение всех практически осуществимых защитных мер.

В настоящее же время человечество пришло к пониманию, что полная безопасность недостижима либо будет связана с огромными и зачастую неоправданными расходами. Более того, требования традиционного подхода, несмотря на гуманность целей, оборачиваются для людей настоящей трагедией.

Это обуславливается тем, что обеспечение нулевой угрозы в работающих сегодня системах невозможно. Поэтому человек должен предполагать вероятность возникновения опасности.

С конца 70-80-х гг. прошлого века в промышленно развитых государствах в рамках исследований, связанных с безопасностью, начался постепенный отказ от теории полной безопасности.

Если работавших в то время ученых можно было попросить: “Объясните содержание концепции приемлемого риска”, то они пояснили бы, что суть подхода состоит в том, чтобы снизить угрозу до такой степени, которую принимает общество в конкретный временной промежуток.

Показатели

В настоящее время выявлена величина приемлемого риска для того или иного вида деятельности. Она представляет собой такой показатель степени опасности, с которым общество на данном этапе своего развития может смириться.

Иными словами, приемлемый уровень риска смертности, инвалидности, травматизма людей не влияет на безопасность предприятия, экономической отрасли или всего государства в целом. При этом выведен и противоположный показатель. Неприемлемый риск – уровень, при достижении которого необходимо предпринимать меры по устранению опасности.

Некоторые факторы, которые вызывают отдаленные опасные последствия, не имеют порога действия. Если они начинают оказывать влияние только при превышении норм (к примеру, допустимой концентрации соединения), максимально приемлемый риск будет соответствовать этому порогу.

Для экосистемы таким показателем является такое состояние, при котором может пострадать не менее 5% биогеоценоза. Допустимый (приемлемый) риск на 2-3 порядка “строже” фактического, то есть его введение прямым образом направлено на обеспечение защиты человека.

Специфика

Приемлемый риск – это предел, устанавливаемый с учетом политических, экономических, социальных и технических аспектов. Он является определенным компромиссом между требуемой степенью безопасности и возможностями ее достижения. Любое общество располагает ограниченными ресурсами.

Если вкладывать неоправданно большой объем средств в мероприятия, ориентированные на уменьшение технической угрозы, то финансирование социальной, экономической и прочих сфер будет снижаться. Другими словами, при повышении затрат на безопасность угроза будет уменьшаться. Однако при этом вырастет социально-экономический риск.

Кривая совокупной угрозы будет иметь минимум при определенном соотношении между инвестированием в общественную и техническую сферы. Определяя приемлемый риск, это необходимо учитывать.

Критерии безопасности

В рамках теории выработаны некоторые характеристики техники, определяющие приемлемый индивидуальный риск и степень угрозы для общества в целом. К этим критериям относят:

  1. Математическая вероятность ущерба не больше 1% от общественных расходов на создание, использование и ликвидацию объекта. Данный показатель характеризует приемлемый риск для общества.
  2. Вероятность тяжелой травмы либо смерти не выше, чем бытовое повреждение от случайных негативно воздействующих факторов. Этот критерий установлен для человека из населения.
  3. Вероятность угрозы здоровью не больше, чем для менее опасных рабочих профессий. Этот критерий установлен для персонала.

Принципы

Определение показателей, которым соответствует приемлемый риск, – это особая политика государства и общества, которая основывается на ряде фундаментальных положений. К ключевым принципам ее реализации следует отнести:

  1. Постановку качественно новых целей и задач безопасности. Речь, в частности, идет о переходе от политики полного устранения угрозы, направленной исключительно на совершенствование техносферы, к показателям, ориентированным на улучшение состояния окружающей среды, здоровья каждого гражданина и общества в целом.
  2. Разработку способов количественного анализа опасных факторов, базирующихся на методологии исследования риска.
  3. Переориентацию системы контроля состояния безопасности. Речь, в частности, идет о переходе от концентрации на угрожающих факторах к слежению за их воздействием на здоровье населения и окружающую среду. При этом должен сохраняться контроль за негативными условиями.
  4. Разработку способов определения допустимого баланса между угрозами и выгодой от того или иного вида деятельности. эти методы должны базироваться на оценке общественных предпочтений, существующих экономических возможностей и их экологических ограничений.

Специфика внедрения

Степень введения концепции в странах мира сегодня различна. В некоторых государствах она закреплена в законодательстве. К примеру, в Нидерландах она была принята парламентом в 1985 г. и возведена в ранг нормативного акта.

Эту страну рассматривают как образец государства, в котором наиболее широко применяются вероятностные подходы в практической деятельности, связанной с обеспечением безопасности граждан при эксплуатации производственных объектов. В иных государствах, например, в Японии, Канаде и пр., масштабы внедрения концепции более ограничены.

Однако во всех странах отмечается тенденция к расширению границ ее применения. Что касается России, то приемлемые риски существенно выше показателей, принятых в других государствах как неприемлемые.

При таком уровне риска считается, что дальнейшие меры повышения безопасности нецелесообразны. Такая позиция обуславливается тем, что последующие мероприятия потребуют существенных расходов.

При этом окружающая среда и население в любом случае будут подвергаться практически прежнему риску вследствие воздействия иных факторов. Вместе с этим, существует максимальная степень угрозы. Этот показатель превышать нельзя, вне зависимости от размера затрат.

Между этими уровнями находится область, в пределах которой необходимо снижать риск путем поиска компромисса между финансовыми потерями и социальной выгодой.

Заключение

В рамках теории приемлемого риска повышение качества жизни всех граждан существенно ограничено. Это объясняется тем, что при ее реализации не принимается во внимание общественная полезность (выгода) от прогрессивных технологий, которая на начальных этапах может сопровождаться повышенной опасностью для тех, кто их внедряет. Это вызывает их отторжение в социуме.

Между тем, новые технологии все равно осваиваются человеком и используются как средство выживания и последующего улучшения качества жизни. В этой связи регулятором безопасности населения вместе с концепцией приемлемой угрозы должна использоваться теория оправданного риска.

В соответствии с ней, оптимальным считается тот показатель опасности, который целесообразен для общества. Безопасность непосредственно рискующих граждан на конкретном этапе научно-технического прогресса не может обеспечиваться на приемлемом уровне. В этой связи эти члены общества должны получать экономические компенсации.

Они могут выражаться в натуральной либо денежной форме. За счет этого если не снижается, то, во всяком случае, сглаживается воздействие негативных факторов.

Источник: https://FB.ru/article/272054/priemlemyiy-risk---eto-chto-takoe-ponyatie-i-kontseptsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.