+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Русские символисты в литературе. Серебряный век

Содержание

Серебряный век. Символизм

Русские символисты в литературе. Серебряный век

***

Бескрылый дух, землёю полонённый, Себя забывший и забытый бог… Один лишь сон – и снова, окрылённый,

Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Неясный луч знакомого блистанья, Чуть слышный отзвук песни неземной, – И прежний мир в немеркнущем сияньи

Встаёт опять пред чуткою душой.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи Ты будешь ждать с томительной тоской Вновь отблеска нездешнего виденья,

Вновь отзвука гармонии святой.

1883

Николай Минский

***

О, этот бред сердечный и вечера,
И вечер бесконечный, что был вчера.

И гул езды далёкой, как дальний плеск,
И свечки одинокой печальный блеск.

И собственного тела мне чуждый вид,
И горечь без предела былых обид.

И страсти отблеск знойный из прежних лет,
И маятник спокойный, твердящий: нет.

И шёпот укоризны кому-то вслед,
И сновиденье жизни, и жизни бред.

1901

Иннокентий Анненский

Среди миров

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды и повторяю имя… Не потому, чтоб я Её любил.

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне в сомненье тяжело, Я у Неё одной молю ответа, Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света.

1909

Фёдор Сологуб

***

Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму.

28 октября 1896

Дмитрий Мережковский

***

Дома и призраки людей – Всё в дымку ровную сливалось, И даже пламя фонарей В тумане мёртвом задыхалось. И мимо каменных громад Куда-то люди торопливо, Как тени бледные, скользят, И сам иду я молчаливо, Куда – не знаю, как во сне, Иду, иду, и мнится мне, Что вот сейчас я, утомлённый, Умру, как пламя фонарей, Как бледный призрак, порождённый

Туманом северных ночей.

1889

Вячеслав Иванов

Осенью
                                   Ал.Н.Чеботаревской *

Рощи холмов, багрецом испещрённые, Синие, хмурые горы вдали… В жёлтой глуши на шипы изощрённые

Дикие вьются хмели.

Луч кочевой серебром загорается… Словно в гробу, остывая, Земля Пышною скорбию солнц убирается…

Стройно дрожат тополя.

Ветра порывы… Безмолвия звонкие… Катится белым забвеньем река… Ты повилики закинула тонкие

В чуткие сны тростника.

1903

Константин Бальмонт

Камыши

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясиной заманит, сожмёт, засосёт.

“Кого? Для чего? – камыши говорят. –
Зачем огоньки между нами горят?”

Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

1895

Зинаида Гиппиус

Она

В своей бессовестной и жалкой низости, Она, как пыль, сера, как прах земной. И умираю я от этой близости,

От неразрывности её со мной.

Она шершавая, она колючая, Она холодная, она змея. Меня изранила противно-жгучая

Её коленчатая чешуя.

О, если б острое почуял жало я! Неповоротлива, тупа, тиха. Такая тяжкая, такая вялая,

И нет к ней доступа – она глуха.

Своими кольцами она, упорная, Ко мне ласкается, меня душа. И эта мёртвая, и эта чёрная,

И эта страшная – моя душа!

1905

Валерий Брюсов

***

Мы встретились с нею случайно, И робко мечтал я об ней, Но долго заветная тайна

Таилась в печали моей.

Но раз в золотое мгновенье Я высказал тайну свою; Я видел румянец смущенья,

Услышал в ответ я “люблю”.

И вспыхнули трепетно взоры, И губы слилися в одно. Вот старая сказка, которой

Быть юной всегда суждено.

27 апреля 1893

Андрей Белый

Родина
                                      В.П.Свентицкому*

Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны,

Голодающий, бедный народ;

И в раздолье, на воле – неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля –

Посылает нам крик: “Умирай –

Как и все умирают”… Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: – Безысходные возгласы слышишь

И рыданий, и жалоб, и слёз.

Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят,

Над откосами косят людей.

Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой – Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

1908

Александр Блок

***
          И тяжкий сон житейского сознанья                    Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.

                                                       Вл.Соловьёв

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

4 июня 1901

Источник: http://literatura5.narod.ru/simvolizm.html

Поэты серебряного века — список известных литературных деятелей

Русские символисты в литературе. Серебряный век

Поэты серебряного века основали новое течение в литературе конца девятнадцатого века. В тот момент в атмосфере уже чувствовались грядущие перемены и неудивительно, что в создавшейся ситуации появились новые звезды на поэтическом небосводе России.

В этот период становятся известными такие великие поэты и поэтессы, как Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Белый и многие другие.

Основными темами их стихов стали идеи нравственных поисков и духовного совершенства в непростое для отечества время. В данной статье будет представлен краткий обзор литературных направлений этого периода и их представителей.

  • Серебряный век русской поэзии
  • Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту
  • Литературные направления Серебряного века
  • Символизм и его основные черты
  • Футуризм и его признаки
  • Акмеизм и его основные принципы
  • Имажинизм и его главные признаки
  • Заключение

Серебряный век русской поэзии

Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.

Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).

Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.

Можно проследить аналогию с «золотым веком» — так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.

Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту

Известные деятели поэтической эпохи представлены кратко в списке.

Самыми яркими представителями направления, любимые многими, считаются:

  1. Цветаева Марина.
  2. Ахматова Анна.
  3. Блок Александр.
  4. Бунин Иван.
  5. Пастернак Борис.
  6. Есенин Сергей.
  7. Маяковский Владимир.
  8. Брюсов Валерий.

Именно их сочинения стали символами серебряной эпохи. Ещё в школьных учебниках для детей можно найти их лучшие произведения, и чем старше становится учащийся, тем глубже изучается жизнь и творчество стихотворцев.

Литературные направления Серебряного века

Серебряный век включает в себя разные течения и направления. Иногда авторы в течение своего творческого пути относили себя то к одному стилю, то к другому.

Основные направления следующие:

  • символизм;
  • футуризм;
  • акмеизм;
  • имажинизм.

Символизм и его основные черты

Символизм появился как проявление депрессивных настроений в культуре конца девятнадцатого века. В этот момент в России подходят к концу крестьянские идеи и становится все популярнее идеалистическая философия.

Александр Александрович Блок (1880 — 1921) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Символизм в свою очередь разделяется на два подвида:

  • старшие символисты;
  • младшие символисты.

Поэты-символисты в русской литературе

К младшим символистам относят Блока, Белого и Иванова, которые воспринимали символизм как философию. К старшим причисляют Брюсова, Бальмонта, Сологуба и Минского.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.

Эти поэты считали символизм как нечто эстетическое и рисовали депрессивную атмосферу в своих стихах.

Футуризм и его признаки

Основной идеей футуризма является идея будущего, где упор сделан на урбанизацию и технический прогресс. Представители футуризма через свое творчество продвигали так же идею крушения стереотипов в культуре.

Русские поэты-футуристы

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Футуризм достаточно неоднороден, он разделяется на несколько подтипов:

  1. Кубофутуризм – отказ от прошлых стереотипов, эпатирование и использование окказионализмов. Основными представителями являются:
    • Гуро;
    • Маяковский;
    • Лившиц;
    • Каменский;
    • Крученых.
  2. Эгофутуризм – ему присущи эгоизм, использование неологизмов, острота ощущений. Лучшие деятели:
    • Северянин;
    • Шершеневич;
    • Ивнев.

Крестьянская поэзия – эта группа выделяется условно, так как поэты не причисляли себя к такому течению и не создавали какие-либо объединения. Но можно заметить общие черты, присущие их работам, например, связь с природой и народом.

Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

Основные представители:

  • Клюев;
  • Есенин;
  • Клычков;
  • Орешин.

Акмеизм и его основные принципы

Это течение символизма в поэзии выделяет материальное над духовным, четко очерчивает образы и использует отточенность слова. Оно установилось во многом благодаря поэтическому объединению «Цех поэтов».

Акмеисты серебряного века

Считается, что именно представители акмеизма создавали самые красивые и пронзающие стихи.

Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921) — русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.

Основателями течения считают Гумилева и Городецкого. Уже позже к ним присоединяются Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Иванов.

Имажинизм и его главные признаки

Имажинизм — литературное направление, возникшее в послереволюционный период в России. Основной особенностью имажинизма является создание образов через метафоры и метафорические цепочки, сравнение прямого и переносного.

Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 — 1942) — русский поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Хотя данное направление возникло всего спустя два года после революции, по своему содержанию и направлению ничего общего с революцией не имела. Это была последняя нашумевшая школа русской поэзии XX века.

Имажинисты серебряного века и их произведения

Часто в поэмах и любовной лирике у имажинистов можно увидеть идеи анархизма и эпатажа.

В. Г. Шершеневич, сборник «Романтическая пудра. Поэзы. Opus 8-й», 1913 г.

Самые популярные деятели:

  • Шершеневич — начинал как футурист, впоследствии ниспровергатель и критик футуризма, яростный пропагандист имажинизма, идейный лидер всего направления;
  • Мариенгорф;
  • Ивнев;
  • Эрдман.

Заключение

Поэтов серебряного века объединяет не только блистательное творчество, пронизанное декадентскими идеями, но и сложная судьба. Через анализ их произведений можно проследить переломные события в истории России и мира.

Стоит отметить, что именно в этот век женщины признаются полноправными деятелями искусства, и женская поэзия набирает популярность. Например, Анна Ахматова впервые опубликовала свой сборник «Вечер» в 1912 году.

Серебряный век русской поэзии тесно связан с философией и историей эпохи потому, что внимание интеллигенции было переключено с социальных и политических вопросов на мистику и вопросы духовности.

Источник: https://1001student.ru/literatura/poehty-serebryanogo-veka.html

МОДЕРНИЗМ

ВОЗМОЖНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ:

Стр.29-38,

Вопросы:

  1. Составьте план статьи учебника «Символизм».

  2. Дайте определение символизму как поэтическому течению Серебряного века// по учебнику, словарю, словами самих поэтов символистов.

  3. Сформулируйте основные принципы символизма.

  4. Дайте характеристику основных поэтических групп, выделяемых в символизме как поэтическом течении.

  5. Дайте понятие символистами основных понятий поэтики символизма (творчество, поэзия, требования к поэту и поэтической речи).

  6. Что в поэтике символизма называется символом

  7. *Сопоставьте понятия «символ» и «аллегория»

  8. *Дайте представление о философском и практическом понимании «музыки» в поэтике символистов

  9. *Определите основные поэтические приемы, используемые поэтами-символистами.

  10. *Определите вклад поэтов-символистов в русскую духовную культуру

ВОЗМОЖНЫЙ ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА:

Символизм

1.Основные принципы символизма.

2. Основные группы символистов

3.Основные понятия поэтики символизма

3.1. Творчество, поэзия, поэт, поэтическая речь

3.2.Символ как центральная эстетическая категория символизма

3.3. Музыка как категория эстетики и поэтической практики символизма

4. Основные поэтические приемы символизма

5. Влияние символизма на русскую духовную культуру

Курсивом выделены вопросы и пункты плана для классов с углубленным изучением предмета

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе с 1890 по 1917 год.

Это символизм, акмеизм и футуризм.

1.Символизм

Символизм как литературное течение

  • «стремление отобразить жизнь в ее целом

…то, что, кроясь за случайными,

разрозненными явлениями,

образует связь с Вечностью,

со вселенским, мировым процессом»

(Ф. Сологуб)

1.1.Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникших в России.

Начало (т.е. основные принципы) было положено Д. С. Мережковским на выступлении с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892г.; опубликована в 1893г.):

  • оценка состояния литературы,
  • надежда на возрождение возложена на «новые течения»

(зд. «огромная переходная и подготовительная работа»).

Основные элементы:

  • мистическое содержание,
  • символы,
  • расширение художественной впечатлительности.

Март 1894 г – выход первого сборника стихотворений с программным названием – «Русские символисты»

(позднее еще 2 сборника с аналогичным названием).

Зд. Основные принципы:

  • неприятие утилитаризма в искусстве,
  • жажда обновления жизни,
  • отказ от социальных и гражданских тем (сравни с реализмом!),
  • декларация относительности всех ценностей,
  • утверждение индивидуализма (абсолютные права личности) (* «Я не знаю других обязательств,// Кроме девственной веры в себя» (В. Я. Брюсов).)

1.2.Символизм неоднороден:

Основания для выделения групп:

– время формирования,

  • особенности мировоззренческой позиции,
  • направленность творчества.

1.2.1. «ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППЫ»

Время наиболее активного существования группы

Основные представители

«Старшие символисты»

1890-е годы

В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский,

З. Гиппиус, Ф. Сологуб

и др.

«Младшие символисты»

1900-е годы

А. Блок, А. Белый,

Вяч. Иванов и др

1.2.2. «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ» или «ОРГАНИЗАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ» ГРУППЫ (с 1890-х г.г.)

Группа

Географический центр

Главные принципы эстетики

Основные мотивы в творчестве

Основные представители

«Декаденты»

(от фр. «декаданс» – упадок)

Москва

1. «Искусство для искусства»

2. Разрыв с традиционной моралью

3. Неприятие окружающего мира

3. Рафинированная утонченность

4. Осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры

Кризис

Отчаяние

Бессилие

Душевная усталость

Пессимизм

Угасание

Воля к смерти

Ощущение конца жизни и обреченности человека

В. Брюсов, Ф.Сологуб

«Символисты»

Петербург

1. Религиозно-философские поиски (Платон, Вл.Соловьев, Ф.Ницше)

2. Конструирование мира в процессе творчества (вместо традиционного познания мира)

3. Творчество выше познания!

4. «Постижение мира иными, не рассудочными путями»

Высшие сферы жизни неподвластны рациональному познанию

5. Искусство способно проникать в сферы (высшие) «мировой души» и «абсолютных идей»

Вдохновение

Прозрение

Таинственность

Недосказанность

Утаенность смысла

Намек

Д. Мережковский, З. Гиппиус

Вл. Соловьев

Вяч. Иванов

Позднее (советская эпоха) понятия «декадентство» и «символизм» из антонимичных превратились в синонимичные

1.3.Основные понятия поэтики символизма

Творчествоподсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу.

Поэзия – «тайнопись неизреченного» (Вяч. Иванов)

Основные требования к стихотворной речи:

  • «недосказанность»,
  • «утаенность смысла».

1.3.1. Символ (центральная эстетическая категория символизма)

(хотя символисты подчеркнуто противопоставляли символ и троп!)

  • главное средство для передачи созерцаемых тайных смыслов,
  • система «шифровки» сообщения для «посвященных» в тайны шифра,
  • условная оболочка для потустороннего смысла.

Символ

зд. ложносимволический образ

Сложность понимания всей сути иносказания

Суть иносказания угадывается легко

Содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов, т.е. «возможность понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать» (И. Анненский)

Однозначность толкования образа

Сочетание буквального, материального, предметного плана с философским

Значимость лишь материального, предметного плана для трактовки сюжета-иносказания

Символическое наполнение образа происходит лишь в соответствующем контексте – специфической художественной среде

Аллегорическое наполнение образа зависит от «успешности» понимания сюжета-аллегории

Связь между образами-символами в произведении – ассоциативная (см. музыкальная потенция слова)

Связь между образами-аллегориями в произведении – логическая

«Символ … неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов),

«Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)

1.3.2.Музыка

(вторая, после символа, по значимости категория эстетики и поэтической практики символизма)

Термин «МУЗЫКА» понимается в символизме:

А). в общемировоззренческом (общефилософском, эстетическом) значении,

Б). в техническом (практическом) значении.

А). Философская трактовка понятия «музыка».

– высшая форма творчества, так как именно она дает максимальную свободу самовыражения творцу и – соответственно – максимальную раскрепощенность восприятия слушателю.

– философская категория (в философии Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»), отображающая хаотичное, внерассудочное («дионисийское») начало человеческого духа в противовес упорядоченному («аполлоновскому») началу.

Отсюда следуют основные понятия сущности подлинного искусства:

(см. А. Блок «Слушайте музыку революции!», «мировой оркестр»).

Б). Техническое понимание музыки

  • пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха,
  • максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии (зд. Поль Верлен: «Музыка прежде всего…»),
  • завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея,

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея…

(К. Бальмонт)

1.4. Основные поэтические приемы символизма

  1. Максимальное использование ассоциативных возможностей слова.

  2. Обращенность к мотивам и образам разных культур. (зд. Явные и скрытые цитаты из греческой и римской мифологии).

  3. Использование мифологических основ для постижения и отображения универсальных психологических и философских моделей, для воплощения современной духовной проблематики.

  4. Мифотворчество как соединение жизни и искусства. (в 1900-е годы, младосимволисты, – жизнестроительство: события в жизни человека – элементы грандиозного художественного произведения).

  5. Использование в художественном строе произведения целой цепочки метафорических образов-символов, приобретающих звучание самостоятельных лирических тем.

  6. Максимальное использование фонетических особенностей стиха (зд. Ассонансы и аллитерации Бальмонта, Брюсова, Блока, Белого).

  7. Расширение ритмических возможностей русского стиха.

  8. Разнообразие строфики

1.5. Влияние символизма на русскую духовную культуру

  1. Новаторство в областях поэтики и эстетики.

  2. Проникновение в другие искусства и виды искусств.

  3. Новая постановка вопроса об общественной роли художника.

  4. Позитивная перспектива развития идеи «соборного искусства».

  5. Усиление личностного начала в искусстве.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=70279

Символизм в литературе – основные черты и представители направления

Русские символисты в литературе. Серебряный век

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Впервые направление появилось во Франции в 1870—1880 годах, но своего максимального развития оно достигло на рубеже прошлого и позапрошлого столетий не только на своей родине, но и в России, Бельгии. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный.

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

  • двоемирие;
  • появление звукописи в поэзии;
  • отражение реальности символами;
  • постижение действительности с помощью мистики;
  • религиозные искания;
  • поэтика многоплановости и содержания;
  • отрицание реального мира.

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

  • старшие поэты;
  • младшие символисты.

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.

Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира.

Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим».

В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт.

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме.

Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение.

Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях.

Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность.

Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Источник: https://nauka.club/literatura/simvolizm.html

Символизм в литературе серебряного века

Русские символисты в литературе. Серебряный век

Под понятием «символизм» понимают литературное направление, которое господствовало в России с конца XIX века по 20-ые годы XX столетия.

Изначально символизм в России копировал французский символизм, но достаточно быстро русский символизм перерос в масштабное и оригинальное культурное явление.

Суть этого направления сводится к выражению посредством символов интуитивно постигаемых сущностей и идей, чувств и видений.

Символизм стал важным модернистским направлением в России начала XX века. Несмотря на то, что в дальнейшем в литературе появится много разных направлений, все они отчасти будут подведены влиянию символизма.

Особенности символизма в литературе серебряного века

В России символизм появился на фоне кризиса народнической культурной традиции. Первые русские символисты выдвигали следующие главенствующие принципы:

  • панэстетизм
  • эстетизация жизни
  • стремление к замещению эстетикой логики и морали.

Русский символизм затрагивал множество тем:

  • античность
  • возрождение
  • романтизм

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Искусство символистами воспринималось как накопитель прекрасного.

Первые русские символисты не могли сразу приспособить идеи символизма под русского читателя. Их публикации были встречены достаточно прохладно. В основном их творчество было подражанием западу.

Символисты начала XX столетия уже смогли адаптировать свое творчество под национальное сознание. Они обращаются к русской народности и к русским литературным традициям.

С приходом символизма в поэзии появляются и «формальные нововведения»: подвижность слова, новые смысловые оттенки, новые рифмы, эффектная аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).

Символисты открывали в творчестве таких знаменитых поэтов и писателей как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчева, Ф.М. Достоевского предпосылки для формирования своих идей.

Предшественниками символизма так же считали и поэтов XIX века, например, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, Е. А. Боратынского.

На мировоззрение второго поколения символистов так же оказала большое влияние философия Владимира Соловьёва – русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста и литературного критика XIX века.

Представители символизма в литературе серебряного века: первые символисты

Идеологом символизма является Дмитрий Сергеевич Мережковский. Отправной точкой символизма принято считать выступление Д.С. Мережковского с лекцией «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» в 1892 году. В этой лекции поэт давал теоретические основы нового направления.

Он заявлял, что расширить «художественную впечатлительность» русской словесности может только мистическое начало, языковой символ и экспрессионизм. Ключевым понятием этого литературного направления как следует из названия является символ, под символом понимается многозначное иносказание.

Благодаря символу возможно безграничное интерпретирование смыслов, символ является неисчерпаемым источником смысла.

У истоков символизма так же стояла супруга Д.С. Мережковского Зинаида Николаевна Гиппиус. Её называли символом серебряного века и поэзии символистов. Главной темой её творчества была проповедь новых этических ценностей.

Больше всего ее занимала проблема индивидуализма. Её герои непривычны, одиноки, болезненны, непонятны. Гиппиус не подражала слепо, а переосмысливала русскую классику.

Этот процесс оказал большое влияние на историю русского символизма в целом.

В поэзии Гиппиус прослеживались мотивы:

  • «проклятия скучной реальности»
  • «прославление мира фантазии»
  • поиск «новой нездешней красоты»

Замечание 2

По мнению поэтессы, подлинная поэзия стоит на трех столпах: человек, любовь, смерть.

Знаменательный событием стал выход первого сборника стихотворений З. Гиппиус в 1904 году. Критики увидели здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности».

Литературоведы считают, что творчество Гиппиус отличается не женственностью: детали ее произведений крупные и сильные, острая мысль переплетена со сложными эмоциями.

Яркой личностью символизм принято считать Фёдора Сологуба. Сологуб – автор одного из самых известных русских романов того времени — «Мелкий бес», который рассказывает о загнивающей душе провинциального учителя-садиста.

Критики не однозначно относились к творчеству этого писателя. Одни критики отзывались о нем: «страшная, вывихнутая, исковерканная душа», другие считали его тонким и изящным писатель, который нащупывал новые пути в искусстве.

Второе «поколение» символистов

К младшим символистам относят поэтов, которые выпустили свои первые публикации в начале 1900 годов. В Петербурге центром символизма стала квартира В. Иванова. Обитателями этой квартиры в разное веря были А. Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А. Р. Минцлова. Именно в этом месте большинство знаменитых поэтов того времени впервые публично прочитали свои стихи.

В Москве центром символизма считалась редакция издательства «Скорпион».

Андрей Белый яркий представитель второго поколения символистов в русской литературе. Для его творчества характерен индивидуальный жанр лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Наиболее известными его работами считаются сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна», роман «Серебряный голубь».

В 1914—1915 выходит первое издание романа «Петербург». В нем сатирически и символизировано отображается российская государственность. Роман является вершиной прозы русского символизма.

Особый вклад в развитие русского символизма внес Александр Александрович Блок. Творчество Блока имеет ряд характерных черт.

Лирика Блока близка музыке, в своих произведениях он углубляет социальные тенденции, осознает трагедию современного человека. Ему удается сочетать мистическое и бытовое, отрешенное и повседневное.

Так же поэтический стиль Блок отличает использование метафоры, которая является не просто литературной игрой, а «таинствующей сущностью мира».

Блок первым начинает использовать дольник как единицу ритма стихотворной строки.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/simvolizm_v_literature_serebryanogo_veka/

Символизм в литературе серебряного века: русские поэты символисты и стихи, признаки и особенности

Русские символисты в литературе. Серебряный век

Рубеж XIX – XX века – это особое время в истории России, время, когда перестраивался быт, менялась система нравственных ценностей. Ключевое слово данного времени — кризисность.

Этот период благотворно повлиял на стремительное развитие литературы и получил название «серебряного века», по аналогии с «золотым веком» русской литературы.

В этой статье будут рассмотрены особенности русского символизма, возникшего в русской культуре на рубеже веков.

Определение термина

Символизм – это направление в литературе, которое сформировалось в России в конце XIX века. Он вместе с декадентством был порождением глубокого духовного кризиса, но явился ответом на естественный поиск художественной правды в направлении противоположном реалистической литературе.

Это течение стало своеобразной попыткой уйти от противоречий и реальной действительности в область вечных тем и идей.

Родиной символизма стала Франция. Жан Мореас в своем манифесте «Le symbolisme» впервые дает название новому течению от греческого слова symbolon (знак). Новое направление в искусстве опиралось на работы Ницше и Шопенгауэра, «Душу мира» Владимира Соловьева.

Символизм стал бурной реакцией на идеалогизацию искусства. Его представители ориентировались на опыт, который оставили им предшественники.

Важно! Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Возникновение русского символизма в литературе связывают с выходом сборника русских символистов. В него вошли стихи Брюсова, Бальмонта и Добролюбова.

Особенности новой литературной школы

Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.

Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».

На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях. Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы.

Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.

Неоднородность русского символизма

Символизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.

Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.

Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира.

Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга.

Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.

Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности.

Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре.

Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.

Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.

Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от реализма.

 Представители русского символизма

Среди старших приверженцев особенно выделялись несколько представителей: Валерий Яковлевич Брюсов, Дмитрий Иванович Мережковский, Константин Дмитриевич Бальмонт, Зинаида Николаевна Гиппиус, Федор Кузьмич Сологуб. Разработчиками концепции и идейными вдохновителями этой группы поэтов считались Брюсов и Мережковский.

«Младосимволисты» были представлены такими поэтами, как А. Белый, А.А. Блок, В. Иванов.

Примеры новых тем символистов

Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества. Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.

Тема любви переосмысливается и рассматривается с другой стороны – «любовь – испепеляющая страсть», но она является препятствием на пути к творчеству, она ослабляет любовь к искусству. Любовь — это то чувство, которое приводит к трагическим последствиям, заставляет страдать. А с другой стороны она изображается, как чисто физиологическое влечение.

Стихотворения символистов открывают новые темы:

  • Тема урбанизма (воспевание города как центра науки и прогресса). Мир представляется как две Москвы. Старая, с темными дорожками, новая- город будущего.
  • Тема антиурбанизма. Воспевание города как определенное отторжение от прежней жизни.
  • Тема смерти. Была очень распространена в символизме. Мотивы смерти рассматриваются не только в личном плане, но и в космическом (гибель мира).

Теория символа

В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы — это распространенный прием, как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.

В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.

Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа.

Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией.

Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.

Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.

Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.

Особенности ритмики и тропов, используемых символистами

Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы.

Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие.

В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения.

В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к фонетике, но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.

Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ритма (А.Блок «Я пришла румяная с мороза»). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.
Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение.

Серебряный век. Часть 1. Символисты.

Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.

 Вывод

Символизм как литературное течение просуществовал недолго, он окончательно распался к 1910 году. Причиной стало то, что символисты сознательно оторвали себя от окружающей жизни.

Они были сторонниками свободной поэзии, не признавали давления общества, поэтому их творчество было недоступным и непонятным народу. Символизм пустил корни в литературе и творчестве некоторых поэтов, которые выросли на классическом искусстве и традициях символизма.

Поэтому черты исчезнувшего символизма в литературе присутствуют до сих пор.

! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Источник: https://uchim.guru/literatura/simvolizm-v-literature-serebryanogo-veka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.