+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Роль ресурсов в обеспечении государственного управления. Ресурсы государственного управления

Ресурсы государственного управления

Роль ресурсов в обеспечении государственного управления. Ресурсы государственного управления

Основу государственного управления составляет наличие у государства определенных ресурсов, обеспечивающих его существование и развитие.

Определение 1

Под ресурсами с точки зрения государственного управления понимают совокупность реальных и потенциальных средств, ценностей, благ, резервов, имеющихся в наличии государства и используемых им для достижения целей развития страны.

Наличие ресурсов проявляется в материальных, интеллектуальных, организационных и духовно-нравственных возможностях государства, которыми оно располагает и может при необходимости воспользоваться.

Экономический потенциал государства

С точки зрения основ и эффективности государственного развития огромное значение имеет экономический потенциал государства, выражающийся посредством следующих составляющих:

  • во-первых, материально-финансовых ресурсах, представляющих собой совокупность системы бюджетов различного уровня, золотовалютных запасов, государственных ценных бумаг, налоговых, таможенных и иных механизмов, а также государственных фондов;
  • во-вторых, хозяйственных фондов, представляющих собой имущество хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
  • в-третьих, природных ресурсов, представляющих собой совокупность земельных ресурсов, пригородных ископаемых, лесных и водных богатств;
  • в-четвертых, государственных резервов, приставляющих собой запасы стратегического характера на случай чрезвычайных ситуаций, военных действий и прочего.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характеристика отдельных видов ресурсов государственного управления

Политические ресурсы государственного управления проявляются в совокупности таких составляющих как:

  • во-первых, политические отношения;
  • во-вторых, политическое сознание населения;
  • в-третьих, политического сознание правящих кругов;
  • в-четвертых, политические полномочия государственных органов;
  • в-пятых, функции, выполняемые политическими партиями;
  • в-шестых, иные гражданские институты.

Совокупность указанных составляющих формирует политическую жизнь государства, оказывающую непосредственное влияние на государственное управление, в том числе при разработке программ целевого назначения, защите свобод и прав личности, а также надзоре за деятельностью органов государственного управления.

Принудительно-силовые ресурсы представляют собой ресурсы вспомогательного характера. Однако их наличие обязательно в том случае, когда действие других ресурсов ослабевает.

Принудительно-силовые ресурсы предназначены для проведения в жизнь решений, непопулярных среди населения или его отдельных слоев, но требуемых для обеспечения нормального развития государства и общества.

Такие решения могут быть направлены на борьбу с преступностью, коррупционной деятельностью, бюрократией или злоупотреблениями властными полномочиями.

Социально-демографические ресурсы – это ресурсы высокого уровня уникальности, то есть население государства. Основу всего ресурсного обеспечения государственного управления составляет именно человеческий ресурс, посредством и силами которого формируются все остальные виды ресурсов, кроме природных, преобразование которых, впрочем, также находится в руках человека.

С точки зрения государства огромное значение имеют человеческие ресурсы, как в широком смысле, то есть в виде населения страны, так и в узком смысле, в виде совокупности государственных служащих, призванных реализовывать государственное управление.

Социально-демографический ресурс России характеризуется большим количеством проблем, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, сокращение численности населения, в том числе трудоспособного;
  • во-вторых, рост удельного веса престарелого населения;
  • в-третьих, увеличение численности безработных;
  • в-четвертых, высокий уровень смертности;
  • в-пятых, снижение уровня образованности и профессионализма и так далее.

Результатом существующих проблем являются негативные последствия, выражающиеся в росте численности людей, вовлекаемых в мир криминала, ухудшении нравственно-физического здоровья населения и прочем.

В качестве приоритетных задач оптимизации человеческого ресурса выступают следующие:

  1. снижение уровня смертности;
  2. повышение уровня рождаемости;
  3. повышение эффективности миграционной политики;
  4. борьба с алкоголизмом, преступностью и наркоманией;
  5. формирование бережного отношения к семейным ценностям, материнству и детству и так далее.

Интеллектуально-кадровые ресурсы государственного управления представляют собой интеллектуально-кадровый потенциал общества, выражающийся:

  • с одной стороны, в формировании трудовых ресурсов массовых профессий (учителя, врачи, инженеры и прочее);
  • с другой стороны, в формировании совокупности государственных и муниципальных служащих, призванных реализовывать процесс государственного управления.

Кадровое обеспечение характеризуется высоким уровнем динамизма по разнообразным характеристикам, начиная от половозрастных требований и заканчивая профессиональной подготовкой.

Информационно-коммуникационный ресурс представляет собой субъективно обеспечительный ресурс, включающий в свой состав такие элементы как:

  • во-первых, информация;
  • во-вторых, средств получение информации;
  • в-третьих, средства распространения информации;
  • в-четвертых, средства обмена информацией.

Потребность государственного управления в качественном обеспечении достоверной информацией высока на всех звеньях его осуществления:

  1. на этапе целеполагания государственного развития;
  2. на этапе изучения и оценки конкретных проблем государственного управления;
  3. на этапе выработки альтернативных решений проблем государственного управления;
  4. на этапе организации контроля результатов осуществления государственного управления.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/resursy_gosudarstvennogo_upravleniya/

Ресурсное обеспечение государственного управления

Роль ресурсов в обеспечении государственного управления. Ресурсы государственного управления

Ресурсное обеспечение государственного управления  включает в себя:

  1. правовое обеспечение государственного управления;
  2. кадровое обеспечение органов государственного управления;
  3. финансовое обеспечение государственного управления;
  4. информационное обеспечение государственного управления.

1.1. Понятие, сущность и форма правового обеспечения                                                         государственного управления

Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности правового обеспечения государственного управления:

  • отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления;
  • отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий);
  • волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем;
  • центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

В центре правового регулирования государственного управления находится правовой статус государственного органа.

Правовой статус включает в себя месторасположение и природу государственного органа в целостной системе государственных органов страны (по горизонтали, вертикали или к специализированной системе органов исполнительной власти), компетенцию государственного органа (набор управленческих функций, состав полномочий, перечень управленческих объектов или отдельных аспектов их функционирования), юридическое закрепление его организационной структуры, форм, методов и процедур функционирования.

В целом, к предмету правового регулирования относятся цели, функции, структуры, формы, методы, стадии, процедуры, операции, принципы и многие другие (неодушевленные) элементы государственного управления.

Это – регулирование, главным образом, управленческих институтов, формальных явлений и их взаимоотношений, которые практически используются (или не используются) людьми, осваиваются и вводятся ими в решение общественных и частных проблем.

Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременность принятия соответствующих правовых норм.

Запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей создает большие проблемы. Формы правового обеспечения государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными. Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм.

 2. Кадровое обеспечение органов                                                       государственного управления

Как активная сознательно реализуемая деятельность  кадровое обеспечение включает в себя реализацию мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленных на удовлетворение потребностей государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации. Это система целенаправленных кадровых процессов по планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебному продвижению.

Таким образом, кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение ряда задач. Основное значение заключается в опережающем наращивании числа специалистов для своевременного обновления состава государственных служащих с учетом динамично возрастающих требований к их квалификации.

Повышение эффективности деятельности органов государственного управления невозможно без развития профессионализма служащих. Профессионализм формируется на основе профессионального развития, в котором принято выделять:

  –  профессионально-квалификационное развитие, в основном связанное с обучением и самообразованием, приобретением новых знаний и опыта;

– профессионально-должностное развитие, связанное с рациональной расстановкой кадров, базирующейся на профессиональном потенциале госслужащих и их служебном росте.

Активное освоение новых знаний, навыков, умений, новых алгоритмов деятельности, расширение сферы профессиональной компетенции, изменение должностного и социального статуса требуют от государственного служащего развития личностно-профессиональных качеств, более полного раскрытия творческого потенциала, изменения системы мотивации – все это входит в сферу кадрового обеспечения.

Кадровое обеспечение органов государственного управления реализуется через государственную кадровую политику, цель которой – создание целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности.

Государственная кадровая политика призвана обеспечить практику научным подходом к проблеме формирования и рационального использования кадров, в том числе и управленческих.

Будучи  составной  частью  внутренней  и внешней  политики государства, средством ее реализации, кадровая политика в определяющей роли зависит от типа правления, уровня развития гражданского общества и демократизации механизмов государственной  власти, перспектив  возможных  преобразований структур власти.

Необходимость реализации  стратегического  курса на формирование социально ориентированной экономики, более глубокой интеграции страны в мировую экономическую систему, совершенствования механизма управления обществом  на  основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования,  современных организационных, социальных  и политических технологий обусловили выработку Концепции государственной кадровой  политики  Республики  Беларусь,  утвержденной  Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 года № 399.

Она охватывает совокупность социальных, экономических, политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлениям:

– в области государственных предприятий, учреждений, организаций;

– в системе государственной службы на республиканском и местном уровнях;

– в области негосударственных предприятий.

В современных условиях для оптимизации кадровой ситуации приоритетными стратегическими направлениями реализации государственной кадровой политики являются:

– формирование современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;

– подбор кадров с учетом их профессиональных и нравственных качеств;

– формирование действенного резерва руководящих кадров и организация планомерной работы с ним;

– совершенствование форм и методов  оценки деятельности кадров;

– мотивация эффективного труда, рациональное использование  кадров,  создание  благоприятных  условий для их работы и профессиональной карьеры, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Ведение работы в   указанных направлениях обеспечит:

– привлечение  к участию  в  социальных  и  политических реформах максимального числа трудоспособного населения;

– высокий профессионализм всех участников трудовой  деятельности;

– создание условий  и  гарантий  для проявления  каждым работником своих способностей, стимулирование профессионального роста;

  • повышение качества и эффективности трудовой  деятельности, служебное  продвижение  и своевременное обновление кадрового состава.

Субъектами  выработки  и  реализации кадровой политики становятся все социально-правовые  институты страны: государственные, общественные, хозяйственные структуры, органы местного управления и самоуправления.

Каждый уровень управления как  часть  общей системы должен иметь свою самостоятельную кадровую политику (имеющую специфический объект регулирования), которая согласуется с государственной кадровой политикой.

Кадровое обеспечение органов государственного управления направлено на решение следующих приоритетных задач:

– оптимизацию структуры и функций государственных органов;

– приведение номенклатуры должностей государственных служащих в соответствие с задачами социально-экономического развития страны и актуальными вопросами государственного управления;

– оптимизацию численности, профессионально-квалификационной структуры кадров государственных органов на основе децентрализации функций управления и развития местного самоуправления ;

– разработку документа, определяющего систему ценностных и нравственных ориентиров, этических требований к характеру взаимоотношений государственных служащих с обществом, отдельными гражданами;

– совершенствование форм и методов подбора руководящих кадров органов государственного управления, формирование резерва для занятия руководящих должностей и профессиональной подготовки лиц, состоящих в резерве;

– создание механизма служебного продвижения кадров управления в государственном аппарате, обеспечения их карьерного роста на основе учета нравственно-психологических качеств, оценки результатов деятельности;

– совершенствование форм и методов оценки личностных качеств, результатов деятельности руководящих кадров и лиц, зачисляемых в резерв и выдвигаемых на руководящие должности;

– формирование системы профессиональной и социальной защищенности государственных служащих на основе совершенствования оплаты их труда, независимости их оценки деятельности, обеспечения правовых гарантий занятости;

– регламентацию механизма административного и общественного контроля за деятельностью должностных лиц государственного аппарата;

– создание системы прогнозирования и планирования потребности в кадрах государственного управления;

– создание и развитие системы психологического сопровождения кадровой работы в органах государственного управления, обеспечивающей мониторинг и корректировку личностных качеств руководящих кадров;

– разработку и реализацию программ переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов органов государственного управления.

3.1. Финансовые ресурсы государства

Государственное управление с каких бы аспектов оно не рассматривалось – общественно-политических, организационно-структурных, структурно-функциональных, методологических, отражающих формы и методы, управленческие процессы и технологии государственно-управленческой деятельности  и т. д. – невозможно без его важнейшей составляющей – финансовой системы.

Финансовая система обеспечивает материальную основу существования государства, создание, сохранение и совершенствование его социально-экономической системы, приемлемых для общества политических, экономических и социальных условий воспроизводства, формирования производственных отношений, надстройки. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Финансовая система государства строится на определенных принципах. В Республике Беларусь основными принципами построения финансовой системы являются принципы единства, согласованности, самостоятельности, планирования, гласности и разграничения компетенции.

Основой финансовой системы любого государства и ее  важнейшим элементом являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность всех денежных средств, право формирования, распределения и использования которых в интересах всего общества и государства принадлежит республиканским и местным органам государственной власти и государственного управления.

Во всей совокупности финансовых ресурсов выделяют государственные финансовые ресурсы, которые отражают систему отношений по формированию той части финансовых ресурсов, которая мобилизуется государством,  сконцентрирована в государственном и местном бюджетах, внебюджетных централизованных фондах и используется для выполнения государством своих функций – политических, экономических, социальных и др.

Источник: https://student.zoomru.ru/grajdan/resursnoe-obespechenie-gosudarstvennogo-upravleniya/289607.3428391.s1.html

Система государственного управления – Школьная История

Роль ресурсов в обеспечении государственного управления. Ресурсы государственного управления

Определение 1

Система государственного управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций.

Государственное управление, являясь целенаправленным и постоянной системой, связанной с воздействием субъектом управления на деятельность объекта управления, включает в себя несколько разноплановых сфер и областей своего функционирования:

  • Управление государственно-политическое. Данное направление предусматривает деятельность органов управления на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов России и уровне местного самоуправления. При этом в качестве субъектов следует рассматривать Президента России, Федеральное Собрание РФ, высших должностных лиц субъектов РФ (президентов республик, губернаторов областей), а также представительные органы власти субъектов страны.
  • Управление государственно-административное. Этот вид деятельности связан с управлением государственными делами путем реализации исполнительной власти, а также ее органов и должностных лиц. Приоритетными при этом являются области экономики, социальные услуги, инфраструктура (аэропорты, дороги, транспорт и т.п.), образовательная сфера, здравоохранение, полиция, армия, а также финансовая сторона вопроса по обеспечению указанных областей общественной жизни.
  • Государственный менеджмент. Данное направление является новым и выражается в рыночном и контрактном подходе, в отношении к гражданам страны как к клиентам, которым государство предоставляет различные общественные услуги за соответствующую оплату в зависимости от материального состояния граждан.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Категории системы государственного управления

Система государственного управления строится на определенных организационных и правовых категориях, которые имеют проявление в ходе управленческих отношений:

  • управленческая деятельность государства, которая связана с осуществлением органами исполнительной власти различных управленческих функций;
  • субъект государственного управления – это, прежде всего, государство, выступающее в качестве совокупности публичных органов власти;
  • объект управления государством характеризуется общественными отношениями различных общностей (национальных, социальных и т.п.), общественными объединениями, юридическими лицами, организациями, поведением граждан, которое приобретает значение для общества;
  • отрасль государственного управления, которая состоит в системе звеньев государственно-управленческих органов, имеющих общий объект управления (промышленность, сельское хозяйство, транспортное сообщение, строительство, железные дороги, лесное хозяйство, финансы, здравоохранение, образование, оборона, связь и т.д.);
  • область государственного управления, представляющая собой различные отрасли управления, расформированные по группам в зависимости от признака их назначения (народное хозяйство, административная область, социальная и культурная сфера и т.д.);
  • сфера государственного управления, состоящая в комплексе отношений по организации различных межотраслевых функций, имеющих специальное значение (сертификация, планирование, стандартизация);
  • органы государственного управления представляют собой второстепенный субъект управления, который связан с непосредственным осуществлением функций государственного управления в порядке, предусмотренном действующими законами в данной области.

Замечание 1

Система государственного управления, так же как и система любого правового явления, представляет собой глубокое и многоплановое понятие, которое отличается своей разноаспектностью. Полностью освоить систему государственного управления возможно лишь в случае понимания всех основных категорий государственного управления.

Источник:

Система государственного управления

Система государственного управления

1. Понятие ГУ. Субъект  и объект ГУ.

2. Принципы ГУ: понятие, основания систематизации.

3.Характерные черты государства как субъекта управления общественными процессами. Типы государств.

4. Общество как объект ГУ.

5. Специфика ГУ  в условиях гражданского общества.

6. Социальный механизм формирования и реализации ГУ.

7. Объективные основы и субъективные факторы ГУ.

8. Системные характеристики ГУ.

9. ГУ и власть.

10.Аппарат ГУ: понятие, структура, функции.

11. Прямые и обратные связи в СГУ.

12. Цели государственного управления, их ресурсное обеспечение. Построение «древа» целей.

13. Методы государственного управления.

14. Профессиональная культура госслужащих.

15. Система профессионального развития госслужащих.

16. ГУ и МСУ: проблемы взаимодействия.

17. Социальные технологии ГУ: понятия и классификации, области применения.

18. Организационная структура ГУ. Целостность управления и разделение осуществления властей.

19. Структура органов гос.власти в РФ.

20. Система органов гос.управления в Белгородской области.

21. Особенности федеративного устройства России

22. Коррупция в системе государственного управления и пути ее преодоления.

23. Информационное обеспечение государственного управления: сущность и источники управленческой информации

24. Роль коммуникаций в системе управления.

25. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.

26. Бюрократия в системе ГУ.

27. Концепция административной реформы в РФ.

28. Реализация административной реформы в Белгородской области.

29. Государственная услуга

30. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления.

1. .Понятие ГУ. Субъект  и объект ГУ.

Управление является необходимым элементом нашей повседневной жизни. Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. Государственное управление носит публичный характер.

В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти.

Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.

Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.

Особенности ГУ:

— оно имеет второстепенный, подзаконный характер, поскольку государственное управление — это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов;

— организующий характер проявляется в том, что государственное управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства;

— систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие;

— оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;

— наличие большого государственного аппарата;

— подконтрольный характер деятельности.   

В широком понимании управление означает различные способы воздействия субъекта на объект. Управление направлено на достижение определенного результата.

Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица.

Объект управления представляет собой структурированную социальную общность, функционирующую под направляющим воздействием управляющего субъекта для достижения общих целей системы управления.

Иными словами, объектом государственного и муниципального управления являются общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц и отдельных граждан, приобретающее общественное значение.

Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

–          по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);

–          по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.);

Взаимовлияние субъекта и объекта в процессе управления всегда неизбежно приводит к изменениям как объекта, так и субъекта.

Источник: https://dmitrschool04.ru/drugoe/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.