+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Регулятивные правоотношения тесно связанные с трудовыми. Правоотношения в трудовом праве

ПРАВООТНОШЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ)

Регулятивные правоотношения тесно связанные с трудовыми. Правоотношения в трудовом праве

Эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между администрацией предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны, и трудовым коллективом (или органом, его представляющим) – с другой.

этих отношений существенно влияет на объем правомочий и обязанностей сторон основного трудового правоотношения, ибо определяет характер условий труда, организацию его оплаты и другие вопросы, затрагивающие интересы работников данного предприятия, учреждения, организации.

Конкретным носителем соответствующих обязанностей в большинстве случаев выступает администрация, хотя и трудовой коллектив может принять на себя определенные обязанности – обычно они носят дополнительный характер по отношению к тем, что установлены законом (например, сокращение срока для выполнения производственных заданий и т.д.).

Правовым основанием (юридическим фактом) возникновения организационно-управленческих отношений наряду с нормативными актами, принятыми в централизованном порядке, является коллективный договор.

Правовым основанием могут служить и другие локальные акты – правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и др.

Но в любом случае эти отношения являются «внутренними», так как возникают в рамках предприятий, учреждений, организаций.

Значение организационно-управленческих отношений, существующих наряду с трудовыми, в условиях перехода к рыночной экономике увеличивается, т.к. локальному регулированию в настоящее время отводится более важная роль, чем в прежние годы.

Социально-экономические отношения в сфере трудового права

Кроме организационно-управленческих в предмет трудового права входят социально-экономические отношения. Первые, как было отмечено выше, тоже могут носить социально-экономический характер. Но они являются «внутренними».

Выделение социально-экономические отношения в особый вид трудовых отношений обусловлено тем, что они складываются между субъектами, находящимися за пределами предприятий, учреждений, организаций, и именно это определяет их содержание, служащее основой для локальных актов, что в свою очередь, предполагает их отдельное рассмотрение.

Эти отношения в качестве правовых появились сравнительно недавно в связи с закреплением в праве такого источника, каким являются указанные соглашения. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изм. И доп. От 24 ноября 1995 г. //СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558.

Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях

Эти отношения либо предшествуют возникновению трудовых, либо существуют одновременно с трудовыми.

Их цель – подготовка квалифицированных рабочих посредством профессионального обучения на производстве (индивидуального или группового либо повышения квалификации).

этих отношений – не только труд, а главным образом обучение по определенной специальности или квалификации в процессе труда, а также повышение профессионального мастерства.

Возникают рассматриваемые отношения на основе специального срочного договора, заключаемого либо между еще не работающим гражданином, либо работником, с одной стороны, и работодателем – с другой.

Основанием их возникновения могут быть и особые условия, включенные в трудовой договор (контракт) о прохождении учебы и приобретении соответствующей профессии или повышения квалификации на предприятии.

Эти условия (или отдельный договор об ученичестве), не могут не отразиться на содержании правоотношения, которое включает в связи с этим дополнительные права и обязанности, как для работника, так и для администрации.

После прохождения обучения ученик сдает квалификационные экзамены и становится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. Если же он уже состоял с предприятием в трудовых отношениях, то меняются условия трудового договора, его содержание.

Отношения по трудоустройству возникают в связи с обращением граждан в органы по трудоустройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие их разновидности:

а) отношения гражданина и органа по трудоустройству – службы занятости, которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;

б) отношения службы занятости и организации, в которую направляется трудоустраиваемый;

в) отношения между трудоустраиваемым и организацией, которая должна принять его на работу.

Возложение государством на службу занятости юридической обязанности устройства на работу в ярде случаев заменяется функцией выполнения ею посреднических услуг. В ст.

26 Закона о занятости населения сказано, что работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

Возможность непринятия на работу организацией направленного службой занятости превращает отношения между службой занятости и организацией из правовых в такие, где юридическая обязанность принять на работу заменяется возможностью усмотрения администрации, и отношение между службой занятости и организацией трансформируется. Правовая обязанность остается лишь в отношении определенной, прями указанной в законе категории лиц, особенно нуждающихся в социальной защите.

В ст. 13 Закона о занятости они перечислены. Это молодежь, одинокие и многодетные родители и некоторые другие. Места для них квотируются за счет средств местных. Органов власти, специально выделяемых на эти цели.

Трудоустройство этих категорий граждан гарантируется обязательным принятием их на работу. В отношении остальных граждан гарантии выражаются в несколько опосредованной форме – в виде выплаты пособия по безработице в случае невозможного трудоустройства.

Эти особого рода меры защиты также придают рассматриваемым отношениям правовой характер.

Принятое в развитие Закона о занятости населения постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. утвердило Порядок регистрации безработных граждан.

В нем с учетом складывающейся практики детализированы варианты правоотношений, возникающих между обратившимися в службу занятости и этими органами. Российская газета. 1997. 15 мая.

В зависимости от намерения гражданина предусмотрено четыре различных вида регистрации:

Первичная регистрация безработных граждан, когда обратившийся рассчитывает только на получение необходимой информации по поводу трудоустройства;

Регистрация безработных в целях поиска работы, когда гражданин намерен получить направление от службы занятости в ту или иную организацию для устройства на подходящую работу;

Регистрация граждан в качестве безработных. Безработными признаются граждане, которые трудоспособные, но не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях получения подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы;

Перерегистрация безработных граждан.

Порядок регистрации фиксирует и тех, кто не может быть признан безработным. Это, в частности, граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух ее вариантов.

Как видно, каждому виду регистрации соответствует определенная цель гражданина и его субъективное право требовать от службы занятости определенной услуги или гарантии, а служба занятости должна выполнить корреспондирующую этому праву обязанность.

Page 3

ПРИ нарушении своих трудовых обязанностей субъекты трудового правоотношения могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в зависимости от характера совершенного правонарушения.

Административные и уголовно-правовые отношения возникают у них с соответствующими органами государства и являются предметом других отраслей права. Совершение же дисциплинарного проступка работником или имущественного правонарушения каждой из сторон трудового договора влечет за собой применение санкций, содержащихся в трудовом законодательстве.

Это может быть причинение как ущерба имуществу предприятия, учреждения, организации, так и вреда здоровью работника или нарушение иных его имущественных интересов.

Выделение этих отношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных от них базируется на общем делении правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Охранительные возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут.

Таким образом, основанием возникновения всех этих правоотношений является совершение правонарушения одной из сторон трудового договора.

Отношения по рассмотрению трудовых споров

Они возникают в связи с разрешением разногласий как между работником и работодателем (индивидуальные трудовые споры), так и между трудовым коллективом и администрацией как органом предприятия, учреждения, организации (коллективные трудовые споры) по поводу установления условий труда, а также применения норм трудового законодательства. Коллективные трудовые споры могут возникнуть и при заключении соглашений. Тогда спорящими сторонами соответственно становятся те субъекты, между которыми соглашение заключается.

Трудовые споры рассматриваются различными органами: КТС, судами, администрацией и соответствующим органом профсоюза, примирительной комиссией, посредником, выбранным по соглашению спорящих сторон, трудовым арбитражем.

Сказанное не означает, что конфликтующие стороны могут выбрать любой из названных выше органов для обращения за разрешением конфликта.

Законодатель связывает трудовые споры с определенным порядком (процедурой) их разрешения и соответственно устанавливает подведомственность отдельных споров тому или иному из перечисленных органов.

Также следует иметь ввиду, что нормами трудового права регулируются не все отношения по трудовым спорам. Часть их, касающаяся индивидуальных споров, входит в сферу гражданского процессуального права (между каждой из спорящих сторон и судебными органами). При этом подведомственность и порядок рассмотрения обусловлены именно видом и характером споров.

Поэтому мало сказать, что основанием возникновения соответствующих правоотношений по разрешению трудовых споров является сам трудовой спор, хотя это и правильно по существу.

Нужно изучить классификацию Этих споров с учетом особенностей каждого из них, т.к.

именно вид спора и его специфика – индивидуальный или коллективный, об установлении условий труда или отказе в приеме на работу – это тот конкретный юридический факт, от которого и зависят подведомственность и порядок разрешения данного спора.

Page 4

Для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в частности права на здоровье и безопасные условия труда, создана целая система органов, которые осуществляют функции надзора и контроля за соблюдением корреспондирующих этим правам обязанностей работодателя.

Общий государственный надзор за соблюдением законодательства, и в том числе трудового, осуществляют органы прокуратуры.

Кроме того, есть специализированные государственные органы, призванные осуществлять надзор за охраной труда. Это Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор.

Между этими органами и работодателями в процессе осуществления надзорных функций образуются правовые отношения, которые имеют комплексный характер.

Часть их, возникающая в связи с совершением административных правонарушений и уголовных преступлений, соответственно регулируется нормами этих отраслей права.

Отношения по проверке трудового законодательства, даче необходимых предписаний, а также связанные с осуществлением других полномочий, представляющих собой реализацию трудовой правосубъектности этих органов, составляют предмет трудового права.

Основами законодательства РФ об охране труда, принятыми 6 августа 1993 г., предусмотрено создание новой структуры – федерального органа надзора и контроля за охраной труда. Наряду с этим созданы и соответствующие органы в каждом из субъектов Федерации.

В России это Федеральная инспекция труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда и государственные инспекторы (правовые и по охране труда) Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция), утвержденное Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г. //Российская газета. 1994. 23 июля..

Как и с другими органами, осуществляющими государственный надзор, у инспекций труда с организациями также складываются правоотношения комплексного характера. Специфика этих правоотношений в том, что они возникают на основе односторонних юридических актов, как правило, административного характера.

Закреплен в Основах законодательства РФ об охране труда и общественный контроль за охраной труда (ст. 25), который будет осуществляться как профессиональными союзами в лице их соответствующих органов, так и иными уполномоченными работниками представительных органов, которые могут создавать в этих целях соответственные инспекции.

Однако, хотя ст. 25 Основ названа «Общественный контроль за охраной труда», а ст.

19 Закона о профессиональных союзах – «Профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде», функции, которые возложены на названные выше органы, имеют в известной мере и юридический характер, например, право проведения независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия, право расследования несчастных случаев и при остановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и т.д. Этим правомочиям корреспондируют соответствующие юридические обязанности предприятий, невыполнение которых влечет применение правовых санкций. Таким образом, в действительности здесь речь идет не только об общественном контроле, но и правовом порождающем правовые отношения.

Источник: https://studbooks.net/1050583/pravo/pravootnosheniya_tesno_svyazannye_trudovymi_proizvodstvennye

Шпаргалка по

Регулятивные правоотношения тесно связанные с трудовыми. Правоотношения в трудовом праве

19. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовым правоотношением. Их субъекты и содержание.  Трудовые правоотношения определяют характер др правоотношений, которые вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и выполняют служебную роль.

Эти правоотношения, связанные с трудовыми, или как их принято определять- производные от трудовых правоотношения (это такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в наст, будущем или прошлом труд правоотношений, без которых бытие производных отношений было бы невозможно или лишено смысла).   К непосредственно связанным с трудовыми отношениями относятся, согласно ст.

1 ТК, следующие отношения по:  Правоотношения по организации труда и управлению трудом.  Эти правоотношения возникают между работниками (трудовым коллективом) и работодателем (их представителями).   Интерес работников представляет профсоюз, либо иной представитель, избранный общим собранием работников.

  Правоотношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

   Эти правоотношения возникают по инициативе любой из сторон (работников или работодателей), от их имени выступают представители в связи с необходимостью разработки, обсуждения и принятия как коллективного договора в организации, так и соглашений, заключаемых на различном их уровне.

   Правоотношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Данные правоотношения складываются между работниками, представляющими их профсоюзами и работодателями (их представителями).

  Правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства предшествуют трудовым правоотношениям.   Субъектами правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споров являются участники данного спора – работники и работодатель (их представители), а также действующие на этапах примирительной процедуры примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж.

   Правоотношения по рассмотрению трудовых споров являются “факультативными спутниками” трудовых правоотношений, а также рассматриваются как вытекающие из трудовых правоотношений.  Трудовые споры в зависимости от субъектов (участников) и предмета спора подразделяются на индивидуальные и коллективные.   Субъектами правоотношений по рассмотрению индивидуальных трудо¬вых споров выступают их участники – работник и работодатель (действующий от его имени руководитель) и органы, уполномоченные рассматривать эти спо¬ры.  

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссия по трудовым спорам (КТС), создаваемая непосредственно в орга¬низации, и суд. 

20. Возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений.

Обстоятельства,  с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение трудовых правоотношений. называются юридическими фактами.

Как правило, основанием возникновения трудовых правоотношений служит трудовой договор (контракт), который предполагает двустороннее волеизъявление (соглашение): гражданина — поступить на работу в данную организацию, а работодателя — принять его на работу.

Основания возникновения трудовых правоотношений имеют двоякое значение: во-первых, они определяют порядок включения работников в трудовой коллектив конкретной организации и, во-вторых,   обусловливают   трудовую   функцию   (специальность, квалификацию, должность) и определяют оплату труда работника.

Договорные основания (юридические факты) характерны также для изменения трудовых правоотношений. Так, согласно законодательству, перевод (временно или постоянно) работника на другую работу возможен лишь по взаимному соглашению работника и работодателя.

Перевод на другую работу по одностороннему волеизъявлению стороны трудового правоотношения допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Например, администрация вправе временно перевести работника на другую работу (помимо его согласия) при производственной необходимости и простое (ст.ст. 26, 27 КЗоТ РФ).

Действующее законодательство предусмотрело, что основаниями прекращения трудовых правоотношений служат как соглашение сторон, так и односторонние волеизъявления каждой из них.

В ряде случаев основанием прекращения трудовых правоотношений может быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной трудового правоотношения.

Статья 37 КЗоТ предусматривает расторжение трудового договора (контракта) по требованию профсоюзного органа (не ниже районного), а п.7 статьи 29 КЗоТ РФ — на основании вступившего в силу приговора суда.

Основанием прекращения трудовых правоотношений считается призыв или поступление работника на военную службу. Поскольку трудовое правоотношение носит личный характер, оно, естественно, прекращается в связи со смертью работника либо признанием его в установленном порядке умершим.

21. Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

• равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства: 1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; 2)межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ); 3) региональный уровень в субъекте РФ; 4) отраслевой уровень; 5) территориальный уровень (в муниципальном образовании); 6) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

• участие работников, их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. В свою очередь, представителями работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов В этих случаях интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законодательством.

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

22. Коллективный договор (КД) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

КД определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований, тем самым защищая интересы работодателя.

Интересы же работника в договоре приобретают правовую форму, их можно защитить с помощью государственного регулирования.

Работники организации имеют право, но не обязаны заключить КД с работодателем. В свою очередь, работодатель обязан в недельный срок начать переговоры о заключении договора, если ему поступило такое предложение.

Инициатором разработки, заключения, изменения и прекращения КД может выступать любая из сторон – как работники, так и работодатель.

В КД запрещается включать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Такие КД признаются недействительными.

Сторонами КД выступают:

1) работники в лице одного или нескольких профсоюзных органов или иные уполномоченные работниками представительные органы;

2) работодатели в лице администрации организации, предприятия, учреждения, филиала или представительства, либо индивидуальные предприниматели.

Обязательные участники КД:

1) работодатель как собственник производства и сторона договора;

2) его представитель, администрация во главе с директором, управляющим, руководителем;

3) трудовой коллектив как сторона договора;

4) профсоюз как представитель трудового коллектива работников;

5) субъекты – исполнители по отдельным обязательствам.

Представителями работодателя являются руководители организаций или другие полномочные лица.

Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров.

Лица, представляющие работодателей, не имеют права представлять работников.

Если переговоры по заключению КД ведет орган профсоюза, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить профсоюз представлять их интересы во время переговоров.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

 и структура коллективного договора определяются сторонами, но в основном КД состоит из нескольких разделов и приложений: 1)вступительная часть. В ней формулируются основные направления развития организации; 2) права и обязанности администрации, работодателя;3) права и обязанности работников организации и их представительных органов.

Источник: https://www.referat911.ru/Trudovoe-pravo/shpargalka-po-trudovomu-pravu/175205-2270761-place4.html

Трудовые правоотношения

Регулятивные правоотношения тесно связанные с трудовыми. Правоотношения в трудовом праве

Определение 1

По своей сути, трудовое правоотношение – это вид общественного отношения, основанный на выполнении конкретной работы.

Он регулируется нормами трудового права в рамках соглашения, заключенного между работником и работодателем. При этом первый обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на предприятии или в организации.

А второй – обеспечить условия работы, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным и трудовым договорами.

Выделяют следующие основные признаки трудовых правоотношений:

  1. личный характер прав и обязанностей работника;
  2. заранее обусловленная трудовая функция;
  3. соблюдение трудовой дисциплины;
  4. возмездный характер трудового правоотношения;
  5. каждый из субъектов вправе прекратить трудовое правоотношение.

Рассмотрим вышеперечисленные признаки более подробно.

  1. Работник обязан участвовать в производственной или иной деятельности работодателя исключительно своим трудом. Такое ограничение отсутствует в гражданско-правовом отношении, в котором подрядчик вправе привлечь к выполнению работы и других лиц.
  2. труда заранее определено специальностью, квалификацией или должностью работника. В трудовом правоотношении речь не идет о выполнении отдельного индивидуального задания к конкретному сроку, что свойственно для гражданско-правовых обязательств, связанных с трудовой деятельностью.
  3. Поскольку исполнение трудовой функции осуществляется в коллективе, то работник обязан подчиняться требованиям трудовой дисциплины и правилам внутреннего распорядка, установленным на предприятии или в организации. Другими словами, трудовое правоотношение соединяет в себе как координационные, так и субординационные элементы. Принцип свободы труда сочетается с подчинением вышестоящему начальству.
  4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в выплате заработной платы, которая осуществляется работодателем, как правило, в денежной форме. Особенность трудового правоотношения состоит в том, что оплата производится за труд, осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время.
  5. Трудовое правоотношение является сложным, поскольку у каждой из его сторон имеются корреспондирующие права и обязанности. Как работник, так и работодатель могут прекратить свое правоотношение без каких-либо санкций, если при этом не были нарушены положения главы 13 Трудового кодекса РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1.

Виды трудовых правоотношений

Все виды трудовых правоотношений можно условно разделить на три группы:

  1. основные;
  2. сопутствующие и организационно-управленческие;
  3. охранительные.

К основным трудовым правоотношениям относятся отношения между работником и работодателем.

Сопутствующими и организационно-управленческими являются отношения, связанные с вопросами трудоустройства, организации и управления трудом, а также деятельность профсоюзов по защите прав работников и социально-партнерские правоотношения. В эту же группу входит подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров.

Охранительные правоотношения связаны с контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства, материальной ответственностью работников и работодателей, разрешением трудовых споров и вопросами социального страхования.

В современной России существуют следующие основные виды трудовых правоотношений:

  1. содействие занятости и трудоустройству;
  2. отношения между работником и работодателем;
  3. организация и управление трудом;
  4. профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
  5. отношения профсоюзов с работодателями по защите прав работников;
  6. социально-партнерские правоотношения;
  7. контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства;
  8. материальная ответственность сторон трудового договора;
  9. разрешение трудовых споров;
  10. социальное страхование.

Все вышеперечисленные виды правоотношений определяются предметом трудового законодательства. Они отличаются друг от друга субъектами, содержанием, а также основаниями для возникновения и прекращения отношений.

Объект трудового правоотношения

Выполнение определенной работы, характер которой обусловлен специальностью, квалификацией или должностью работника, является объектом трудового правоотношения.

Замечание 1

Таким образом, различные блага, создаваемые в процессе работы, практически неотделимы от самой производственной деятельности. Например, полезный эффект от проведенного учителем урока трудно определить в фактическом выражении. Поэтому материальным содержанием трудового правоотношения считается фактическое поведение его участников, регулируемое сочетанием их прав и обязанностей.

Возникновение, изменение и прекращение трудового правоотношения

Основанием для возникновения большинства трудовых правоотношений является заключение между работником и работодателем трудового договора. Юридическое значение этого документа заключается в том, что он представляет собой базовую основу для дальнейшего развития трудового права.

Замечание 2

В содержание трудового договора входят все условия, определяющие права и обязанности его сторон. Разновидностью этого документа является трудовой контракт, который может быть заключен работодателем с представителями творческих, научных или спортивных профессий.

Изменение трудового правоотношения выражается в переводе сотрудника на другую работу по инициативе администрации предприятия или организации.

Такой перевод возможен только с согласия работника или в случае производственной необходимости, а также в связи с простоем по той или иной причине.

Работник также может обратиться к работодателю с просьбой перевести его на другую работу, например, в целях охраны здоровья или при временной нетрудоспособности.

Прекращение трудового правоотношения возможно как и по обоюдному согласию сторон, так и по инициативе работника или работодателя.Трудовое законодательство предоставляет работнику право расторгнуть не устраивающий его трудовой договор в любое время.

О своем намерении гражданин обязан предупредить администрацию предприятия или организации за две недели до увольнения, сделав это в письменной форме.

Впрочем, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником раньше установленного законом двухнедельного срока.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/trudovye_pravootnosheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.