+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проблемы теории правового закона и правовой законности. Соотношение права и закона Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания

Содержание

Право и закон. Проблемы их соотношения

Проблемы теории правового закона и правовой законности. Соотношение права и закона Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХДИСЦИПЛИН

Курсовая работа по Теориигосударства и права

Тема: Право и закон. Проблемы ихсоотношения

2009г.

Введение

Понятие права и закона, иххарактеристики. Определение права, егопризнаки и принципы

Закон. Признаки закона

Проблемы соотношения права изакона

Понятие правовогозакона, его основные компоненты

Соотношение права и закона

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема соотношения права изакона существовала практически всегда,с древнейших времен, с тех пор, какпоявилось право. Рассматривалась этапроблема множество раз в рамках изарубежного, и отечественного права.

Внашей стране последние, весьма острыеи недостаточно успешные, судя по ихконечным результатам, споры приходилисьна 60-80-е гг.

Каждая из спорящих сторонприводила свои собственные, самыеубедительные, на ее взгляд, аргументы,стремилась приобрести как можно большеечисло последователей. Однако в практическомплане все оставалось без изменений.

Актуальность проблемы соотношенияправа и закона сохраняется и поныне.

Более того, она не только сохраняется,но и периодически, особенно в переходные,сопровождаемые усилением социальнойнапряженности в обществе периоды,значительно обостряется.

Причиназаключается в том, что эта, на первыйвзгляд, сугубо “кабинетная”, академическаяпроблема имеет не столько теоретическое,сколько прикладное, практическоезначение.

Важность проблемы соотношенияправа и закона обусловлена постояннойнеобходимостью соотносить право и законв процессе правотворческой,правоприменительной и правоохранительнойдеятельности, ибо не все законы,создаваемые государством, имеют правовоесодержание, а подчас и прямо противоречатему. Поэтому необходим четкий критерий,в соответствии с которым можно былосудить о законе как правовом илинеправовом, в противном случае не будетпонятно, когда закон утрачиваетхарактеристики правового и становитсянеправовым, или даже произволом.

Объектом исследования являетсяпроблема соотношения, совпадения понятий«закон» и «право».

Целью настоящей работы являетсярассмотреть проблему соотношения праваи закона.

Задачи работы: изучение понятий«право» и «закон», их основныххарактеристик, а также взаимодействиеэтих понятий и формулирование определенияправового закона, ибо это определениеявляется решением проблемы соотношенияправа и закона.

Методы, использовавшиеся принаписании работы:

  1. общенаучные – анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация;

  2. частноправовые – формально-юридические методы.

Понятиеправа и закона, их характеристики.Определение права, его признаки ипринципы

Любое определение права неполно,относительно, так как не может охватитьвсего многообразия различных егосвойств, черт, характеристик, связей.Краткое определение призвано отразитьлишь наиболее общие, основные, главныепризнаки этого сложного явления.

Право – это система общеобязательных,формально-определенных юридическихнорм, выражающих общественную волю,устанавливаемых и обеспечиваемыхгосударством, направленных наурегулирование общественных отношений.

Такое определение права относится кнормативному подходу правопонимания.

Следует также иметь в виду, что нормативноепонимание права сообразно современномууровню развития юридической науки вРоссии претерпевает существенныеизменения, нуждается в осмыслении новыхдля него моментов.

В государственно-организованномобществе право закрепляет отношениясобственности, механизм хозяйственныхсвязей, выступает как регулятор меры иформ распределения труда и его продуктовмежду членами общества (гражданскоеправо, трудовое право); регламентируетформирование, порядок деятельностипредставительных органов, органовгосударственного управления(конституционное право, административноеправо), определяет меры борьбы спосягательствами на существующиеобщественные отношения и процедурурешения конфликтов (уголовное право,процессуальное право), воздействует намногие формы межличностных отношений(семейное право).

Право выполняет определяющуюроль в формировании политико-правовойкультуры и политико-правового сознания.

Обобщая развитие права, егоотличие от иных социальных норм, можносформулировать признаки права, тесущественные характеристики права,которые позволяют утверждать о егопоявлении и функционировании в обществе,о его отличии от иных социальных норм.

Говоря о признаках права, необходимо,прежде всего, определиться с какой цельюих необходимо выделить.

Очевидно, чтоправо, как и любое явление обладаетопределенной совокупностью свойств,качеств, признаков, по которым можноотграничить это явление от другого.

К наиболее существенным признакамправа относятся:

  1. волевой характер – возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти;

  2. общеобязательность – состоит в том, что норма права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся в сфере действия данной нормы (общий характер), а так же в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер).

    Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

  3. нормативность – направленность на урегулирование общественных отношений.

    Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы (рамки) дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

    Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

  4. связь с государством – т.е. принимается и санкционируется государством;

  5. формальная определенность – состоит в том, что право содержится в определенных формах (нормативно-правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и правовых обычаях), а также точность, четкость, емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.

  6. системность – не просто совокупность, а именно система норм, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

Право в различных теоретико-юридическихконцепциях наделяется и иными признаками,но теоретически обобщенные новыеисторические данные позволяют именнов системе указанных признаков определитьправо.

При этом следует подчеркнуть,что правильную характеристику новомуосновному пласту регулятивной системыраннеклассового общества дает толькосовокупность этих признаков.

Только всовокупности они определяют социальнуюценность права.

  • Курсовая работа >>Государство и право … 1.Расскрыть понятия права, силы и принуждения. 2.Показать ихсоотношение. 3.Выявить сущность соотношенияправа, силы и … государстве» и «О законах», в которых великий мыслитель древности разбирает проблемы государственного устройства и законодательства …
  • Контрольная работа >>Государство и право … понимание обществом права и морали, ихсоотношение. Хотелось указать на еще одну проблему соотношенияправа и морали …
  • Реферат >>Философия … тему: «Философия, религия и наука и ихсоотношения в философском знании.» Студент: ******* *.*. … Сообщение на тему «Проблемы научности философского мировоззрения. … , а сила человеческих законов – на страхе перед … суррогат науки, имеющий право на существование в …
  • Контрольная работа >>Философияпроблемой. 1. Множественность миров и проблемаих обитаемости … подразумевается определенное соотношение между … законов. Решая уравнения, описывающие эти законыправило, самый горячий интерес у поклонников этого жанра, всех, интересующихся проблемами
  • Дипломная работа >>Маркетинг … -копченых изделий и проблемыих экспертизы на ЗАО … организм в определенном коли­чественном соотношении. Для расчета сбалансированных … дисциплины и требований правил санитарии. Комплексность управления … по существу, сводом законов по организации работы …
  • Курсовая работа >>Педагогика … типа и проблемыих внедрения Инновационная образовательная … стратегий. Его грамотное соотношение с логико-эпистемологическим, … преобладающей активности левого, и правого полушарий, все уроки английского … жизни /Закон Божий/; усвоение традиционных законов совершения …
  • Доклад >>Право, юриспруденцияСоотношение государства и права Довольно сложная проблемасоотношения государства и права приобрела в … , закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между … наоборот: противопоставление права государству и особенно правазакону послужило одной …
  • Реферат >>Государство и право … 1. Соотношение международного права и внутреннего права государств 1.1 Доктринальные подходы к проблемесоотношения международного и национального праваПроблемасоотношения международного и национального права занимает …
  • Реферат >>Право, юриспруденция … этого соотношения чревато потерей равновесия всей правовой культуры. Проблема юридической силы закона имеет … акты международного права – результат соглашений между государствами, в которых их участники брали на …
  • Реферат >>Право, юриспруденция … процесса правоприменения. Наиболее сложной проблемой в деле дальнейшего развития … закон не прояснил вопроса о конкретном соотношении норм международного и внутригосударственного права. … не содержит их определения, и в международном праве такое определение …

Источник: https://topref.ru/referat/35829.html

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура

Проблемы теории правового закона и правовой законности. Соотношение права и закона Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.

  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.

  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.

Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения. Структура правовой культуры:  • состояние правосознания в обществе;  • действенность функционирования правовых органов и учреждений;  • уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.

Функции правовой культуры.

  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

 Уровни правовой культуры:

  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

 Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное. 

Структура правосознания:

  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания.

Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:

  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).

Виды деформации правосознания:

  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм. Формы проявления:

  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.

Пути профилактики правого нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.

Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий.  Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  •   В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   — соблюдение и уважение права;  — понимание его культурной и духовной ценности.  Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.  В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   соблюдение и уважение права;  понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов;  — обеспечением и реализацией субъективных прав;  — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:

  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/

Закон и право во взаимосвязи

Проблемы теории правового закона и правовой законности. Соотношение права и закона Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания

Соотношение права и закона: подходы к проблеме

Право и закон в современной юридической науке

Правовое государство и правовой закон

Соотношение права и закона: подходы к проблеме

Как в истории юридической мысли, так и в ее современном развитии право и закон всегда оставались ключевыми понятиями.

Их соотношение рассматривается как проблема теории и философии права, как необходимый момент, явно и скрыто, сознательно или подразумеваемо присутствующий во всякой теоретической трактовке правовых явлений (В.С. Нерсесянц).

И в то же время, помимо чисто познавательного значения, эти вопросы постоянно имели важное идейно-политическое звучание.

Менялись воззрения как на право, так и на закон, на их роль в жизни общества, изменялось содержание идеологических дискуссий вокруг этих понятий, обновлялись и обогащались их формы, варьировались аргументы, забывались старые споры и возникали новые, но в целом тема соотношения права и закона не теряла своей актуальности. И это естественно, поскольку речь, по сути, идет о фундаментальных категориях политико-правовой мысли, связанных с представлениями о закономерностях развития общества и государства, а также о природе и характере норм, регулирующих поведение людей, о смысле свободы и справедливости в человеческих взаимоотношениях.

До сих пор считаются злободневными споры о взаимосвязи закона и права, их отождествлении либо противопоставлении, о реальном действии закона в правовой жизни.

Дискуссионными остаются вопросы о возможности наличия таких явлений, как «правовой закон» и «законное право»,«неправовой закон» и «незаконное право».

Столь же обсуждаемыми являются связки соотношения понятий

«право равно закону»,«право выше закона», «закон не равен праву», «закон выше права». Схоластические диспуты дополняются реалиями многоаспектного развития цивилизаций, сменами форм государственного устройства и правления.

Суть различий в подходах к проблеме заключается в двух ее аспектах: терминологическом и общепонятийном. В первом случае важно различать понимание закона и права в юридическом языке, т.е. в узком и широком смысле.

Закон, прежде всего, представляет собой собственное самоназвание определенной формы права, а именно нормативного правового акта высшей юридической силы, принятого в особом процедурном порядке народом непосредственно либо его представительным органом и регулирующего важнейшие стороны жизни личности, общества и государства. Тем самым он выделяется в иерархии источников права как акт, возглавляющий их систему.

Закон также может быть рассмотрен как собирательное понятие, обозначающее всю совокупность нормативных правовых актов. «Под законом в обширном смысле слова, — отмечал видный русский философ права Е.Н.

Трубецкой (1863—1920), — обыкновенно подразумевают всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти».

Тогда как закон «в тесном смысле» представляет «норму, установленную высшим в пределах каждой данной правовой организации правовым авторитетом».

Подобная градация сохраняется и сегодня в различных правовых системах. Так, в англо-американской правовой традиции различают закон в широком смысле (a law) как любая писаная или неписаная норма, подлежащая защите в судебном порядке, а также закон в узком смысле (enacted law) как статут, парламентский акт либо как законодательство вообще (legislation).

Выделение закона в качестве обобщающей все юридические нормы категории приводит к отождествлению понятий «закон» и «право», если под последним понимать лишь его позитивную составляющую. Однако и право — многомерное явление, имеющие различные трактовки. Оно может быть рассмотрено как должное и сущное, объективное и субъективное, официальное и неформальное, естественное и позитивное.

Среди многих толкований понятия «право» можно выделить как наиболее важные такие его интерпретации:

  • • право как определенные возможности, имеющиеся у социального субъекта;
  • • право как совокупность (система) общеобязательных правил поведения в обществе, установленных и поддерживаемых государственной властью;
  • • право как оценка, показатель истинности, действительности определенных социальных явлений.

Право далеко не абстрактное понятие, существующее лишь в изысканиях и представлениях ученых-юристов, зависящее от их философско-методологических и иных подходов к правопонима- нию.

В зависимости от того, в какой сфере общественных отношений используется понятие «право», возможно выделить его философское, психологическое, историческое и иные толкования, имеющие общие и отличительные черты, что связано с особенностями предмета научного исследования и средств, используемых для изучения права. Каждое из толкований права отражает лишь определенные его стороны и аспекты в той мере, в какой право является предметом исследования отдельного теоретического направления, потому только интегрирование всех правовых трактовок способно выразить характеристики права как целостного общественного явления. Но и в этом случае глубина познания права зависит от уровня развития общественных наук в целом.

Обосновывая различные подходы к сути права, его теоретики выделяют:

  • (1) легистское понимание права, связывающее его с приказом носителя верховной власти в стране, единолично творящего законы и правила, их применяющие;
  • (2) социологическое понимание, которое отождествляет право с решениями правоприменителя;
  • (3) материалистическое понимание, утверждавшее право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса;
  • (4) социально-этическое понимание, объясняющее право через справедливость как мерило правильного и неправильного, и многие другие.

В основе различий в правопонимании, отражающем процесс и результат познания права, его оценку и отношение к нему как целостному социальному явлению, лежит противопоставление двух начал в праве — естественное и позитивное.

Естественное право. Рассматривается оно как «предданное» всем иным последующим правообразованиям, как «предпозитивное» право.

И потому представляет собой «универсальный юридический принцип», по которому в основе всех человеческих законов лежат ценностные истины, определяющие справедливость и нравственность законодательных актов.

Отсюда естественное право предстает критерием оценки закона — быть ему нравственной прерогативой либо в этом закону может быть отказано. Таким образом, представители естественно-правовой теории выступают за господство права, его безусловную приоритетность в отношении с законом.

Позитивное право. Это право, созданное властью для общественных потребностей, своим существованием, по убеждению сторонников его приоритетности, отвергает «универсальную истину».

Такое право является сформулированным в законе опытом человеческого развития, обобщенным результатом длительного общественного самосовершенствования. С позиции нормативистской школы права, государство не может поступать несправедливо.

«Если государство по сути своей есть аппарат принуждения, — подчеркивал Ганс Кельзен (1881—1973), — то это потому, что оно также является и правопорядком, и все его внешние проявления могут, следовательно, быть только правовыми актами».

При таком подходе понятия «право» и «закон» воспринимаются как тождественные, поскольку исходят из приоритетности в обществе упорядоченного суверенной властью законодательства, т.е. из господства закона.

И в этом случае, как указывал известный представитель англо- американской традиции философии права Герберт Харт (1907— 1992), перефразируя основателя учения юридического позитивизма Дж. Л. Остина (1790—1859), законы любой страны будут общими приказами, «которые исходят либо от суверена, либо от подчиненных, повинующихся суверену».

Новая либерально-юридическая теория. Современное правопонима- ние, принимая во внимание долговременную дискуссию в определении взаимосвязей между правом и законом сторонников естественно-правового направления и юридического позитивизма с их многочисленными ответвлениями, все более склоняется в пользу так называемой третьей теории права, или «новой либеральноюридической» теории.

Существенную роль в формировании ее позиций сыграл Рональд Дворкин (1931—2013), профессор Гарвардского университета и ведущий представитель современной англо-американской правовой мысли. По его мнению, следует подвергнуть сомнению идею, в соответствии с которой человек обладает правами, первичными по отношению к закону, т.е.

тому, что создается законодателем (государственной властью), и по которой эти первичные права находятся в противоречии с государством, т.е. его законами. Но с другой стороны, закон должен учитывать не только включенные в него юридические нормы, но и юридические принципы, основанные на конституции и ее официальном толковании.

А судьи должны применять законы исходя не из прошлого, но из принципа справедливости.

Право предлагается считать состоящим из следующих компонентов:

  • (1) «дозаконодателъные правовые явления», которые по сути и являются тем естественным правом, что представляет собой нравственно-ценностную подоснову законодательства;
  • (2) законодательство как нормативный массив, создаваемый в государственно-организованном обществе;
  • (3) «постзаконодательные правовые явления» как практическое осуществление закона субъектами права.

Право рассматривается, таким образом, как многомерное явление, представленное взаимосвязанными элементами — естественным правом, позитивным правом и субъективным правом.

права определяется развитием общества, а придание этому содержанию нормативной формы осуществляется государством.

Отсюда вытекает и формула, разграничивающая право и закон: право создается обществом, а закон — государством.

Источник: https://studref.com/363538/pravo/zakon_pravo_vzaimosvyazi

Проблемы теории правового закона и правовой законности. Соотношение права и закона Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания

Проблемы теории правового закона и правовой законности. Соотношение права и закона Право, выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания

Право – универсальный современный регулятор общественных отношений. Несмотря на то, что сегодня каждый школьник знаком с нормами права, оно существовало не всегда.

Всего несколько веков назад регуляторами общественного мнения была религия и насилие, но обе эти конструкции себя не оправдали.

Насилие действует только под предводительством сильного лидера, а религия распространяется только на верующих.

Правовые нормы закреплены в Конституции, а соотношение права и закона регулируется государством. Но не все учёные считают право универсальным регулятором. Сегодня попробуем разобрать, как соотносятся эти два понятия и каким образом они влияют на общество.

Право – это..

Право – это система норм, выработанных обществом для саморегулирования. В отличие от моральных, нормы права закреплены в Конституции, а их незыблемость охраняется государством. За нарушение правовых норм на гражданина налагаются санкции в виде ограничения свободы или штрафа. Это мы знаем ещё со школьной скамьи, для полного понимания необходимо копать глубже.

Общество – это взаимоотношение различных социальных групп. Нередко здесь рождаются разногласия, которые могут перейти в обширные конфликты.

Чтобы такого не произошло, общество придумало понятие права для регулирования своего же поведения и государство, которое следит за его соблюдением.

Таким образом, в более конкретном смысле право – это нормы поведения, устанавливающие границы свободы каждого человека, регулирующие согласование и борьбу друг с другом, защищающие интересы каждого гражданина.

Для примера, всего 200 лет назад дуэли были широко распространены как средство защиты своих интересов в высших кругах (хотя и запрещённое законом).

Сегодня каждый человек понимает, что хвататься за оружие при словесном оскорблении слишком глупо, ведь существует ст. 151 ГК РФ о компенсации за моральный вред.

Этот закон исключает самосуд и объективно оценивает, было ли оскорбление или истец – слишком впечатлительная личность.

Значения права

Сегодня существует несколько значений права. Чаще всего его описывают как письменно зафиксированную систему норм, находящуюся под охраной государства. В этом смысле право совпадает с законом и называется позитивным правом.

Но закон создало государство, это стоит помнить. Некоторые ученые считают, что право существовало всегда, в частности право на жизнь, труд, свободу мысли и т. д. Государство не создавало их, оно лишь поддерживает и охраняет. Такие права называют естественными.

Кроме того, возможность субъекта на какое-либо действие, закреплённое в законе, – это тоже право. Например, право быть избранным в какой-либо государственный орган, право на владение имуществом движимым и недвижимым называются субъективными.

Наконец, комбинация всех вышеперечисленных значений права – это право в широком смысле.

Формы права

Существование права на бумаге не даёт его стопроцентной интеграции в общество. Чтобы оно стало юридическим правовым законом, ему необходимо придать определённую форму.

  1. Правовой обычай. Формирование стихийное, на протяжении многих поколений. Государство только фиксирует эти нормы на бумаге. Например, “Русская правда” (XI-XII вв.).
  2. Прецедент. Судебное решение по определённому вопросу признаётся эталоном для подобных случаев. Здесь стоит отметить, что суд сам созидает нормы права. Однако прецедент распространён не во всех странах.
  3. Нормативный договор. Взаимное соглашение субъектов, определяющее права каждого. Например, договоры между государствами, предприятиями, между работником и начальником.
  4. Нормативный правовой акт. Документ, созданный компетентными в вопросе права государственными органами.

Последняя форма права как раз и показывает соотношение права и закона, собирая в себе все предыдущие случаи.

Закон и право: общее и различия

В законе и праве общее то, что первое зависит от второго. Законы принимаются на основе правовых норм и не могут их нарушать. Например, нельзя вынести закон о запрете печати каких-либо произведений, например “Записок о Шерлоке Холмсе”, потому что это нарушает права граждан страны.

Но не всегда всё так просто. Если право стопроцентно незыблемо, то закон может отражать политический произвол и, теоретически, те же “Записки” могут быть запрещены, и если общество не отреагирует на произвол, то закон вступит в силу и ущемит права людей.

Структура законодательства

Официальными источниками юридических норм считаются следующие структуры:

  1. Конституция.
  2. Законы и подзаконные акты.
  3. Приказы Президента РФ.
  4. Постановления Правительства РФ.
  5. Ведомственные акты.
  6. Акты местного самоуправления.
  7. Внутриорганизационные распоряжения, приказы.

Высшей юридической силой в России обладают законы, в том числе и Конституция – основной закон.

Принципы права

Понятие права включает в себя не только объяснение его функций, но и свою иерархию, как и законодательство. Принципы права – это идеи, которые лежат в начале любого правового акта, такие как гуманность, доброта, справедливость и т. д. Эти принципы могут быть закреплены в соответствующих правовых документах, но могут и вытекать из сказанного как само собой очевидное.

  1. Общеправовые принципы основополагающие, незыблемые. Например, справедливость, демократизм, законность, юридическое равенство граждан перед законом и т. д.
  2. Отраслевые принципы – закреплённые в одном из кодексов РФ. Например, свобода труда (трудовое право), всеобщая защита гражданских прав (гражданский кодекс) и т. д.
  3. Межотраслевые принципы – закреплённые в нескольких кодексах РФ. Например, неотвратимость ответственности (уголовный, гражданский, административный кодексы), равенство сторон (гражданское и семейное право), презумпция невиновности (уголовный, гражданский, административный кодекс).

Общеправовые принципы косвенно закреплены в каждом кодексе и регулируют их законность. В ст. 6 ГК РФ говорится о праве на справедливый и добросовестный суд при наличии пробелов в законодательстве по данному вопросу. Главный принцип права: право и закон не одно и то же – закреплен в законодательстве.

Общеправовые принципы

Рассмотрим подробнее общеправовые начала, на коих основываются все законы:

  • Справедливость – при регулировании отношений упор делается на необходимости воспитания определённого поведения. Поступок оценивается с точки зрения морали большинства, а наказание соответствует характеру преступления.
  • Демократизм – возможность широких слоёв населения участвовать в политической жизни страны: избирание депутатов и президентов, обсуждение нормативных актов и т. д.
  • Гуманизм – поощряются такие отношения между государством и индивидом, кои основаны на человеколюбии и предоставлении каждому нормальных условий для самореализации, поставлен приоритет прав и свобод (ст. 21 Конституции). Гуманизм в широком смысле – это бережное отношение не только к людям, но и к животному миру.
  • Равноправие – производное от гуманизма, законодательное закрепление равных прав у всех граждан, независимо от национальности, пола, вероисповедания, должностного или социального положения.
  • Единство прав и обязанностей – перефразировать можно как “не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав”. Принцип используется для координирования действий каждого индивида.
  • Законность – все субъекты общественных взаимодействий (гос. органы, частные компании и организации) должны соблюдать законы и подзаконные акты во время совершения каких-либо действий.

Проблема отношения общества к праву

Несмотря на всю ясность, существуют проблемы соотношения права и закона, особенно в современном мире. Известный правовед Шершеневич считал государство источником всех норм права, их создателем.

Но из структуры появления законов известно, что они могут носить неправовой характер, то есть быть правом формально и отражать произвол государства.

Наиболее яркие примеры из истории: репрессии по национальному признаку, ущемление свободы крестьян в Екатерининскую эпоху. Сегодня законы и права РФ освобождены от столь ярких примеров.

Современный правовед В. С. Нерсесянц считает, что за право можно принимать только правовой закон, т. е. нормы современного законодательства являются правовыми только потому, что в них нормативно выражен принцип формальной свободы индивидов и равенства.

Сегодня очевидно, что само понятие права и государства – это самостоятельные производные общественного развития в том смысле, что государство не является источником права.

Процесс правообразования не зависит от государства, а идёт в недрах общества, курируется и фиксируется им в виде устойчивых взаимоотношений и норм поведения. Задача государства – выявить эти нормы, оценить их с точки зрения справедливости и закрепить законодательно. Только так в современном мире проявляется соотношение права и закона.

И ещё одно утверждение правоведов: не может существовать права вне своей формы (закона). Только законодательно можно закрепить правовые нормы, не морально.

Суть проблемы

Наиболее точно описать соотношение права и закона можно такой фразой “общество создаёт право, государство – закон”. Подведём итоги:

  • закон и право – не одно и то же;
  • закон может иметь неправовой характер;
  • не может право существовать вне закона, закон – это форма права.

Нормы права и закона

Не тождественно соотношение нормы права и нормы закона (статьи). Один и тот же правовой аспект может быть изложен в целом ряде статей, или же в одном акте (законе) могут излагаться принципы нескольких правовых аспектов.

Существует три способа соотношения закона и права:

  1. Прямой – правовая норма прямо изложена в статье закона.
  2. Отсылочный – статья нормативного акта отсылает к другой статье, не перечисляя нормы права, например, ст. 139 УК РФ “О неприкосновенности жилища” подразумевает нарушение ст. 23 Конституции “О неприкосновенности частной жизни”.
  3. Бланкетный – статья отсылает к целому ряду иных нормативных актов, а не к одному, например ст. 208 УК РФ “О незаконном вооружении” отсылает к Федеральному закону “Об оружии”.

Международное право

В определении закона и права есть некоторые нюансы, например возможность появления неправового закона. Дабы такие случаи не утверждались в государствах, один из органов Генеральной Ассамблеи ООН (Комиссия Международного права) проводит конференции и избирает 34 юриста с международной практикой от каждого региона (в том числе и от России) для урегулирования международных отношений.

В международной среде нет законотворческого органа, как Совет Федераций и Государственная Дума в России. Участие в законотворчестве принимают международные организации. Они готовят проекты, которые дорабатываются самой Комиссией и принимаются на межправительственных конференциях.

Чаще всего подобные проекты не носят обязательного характера, скорее, выступают в качестве рекомендаций по управлению государством. В юридической сфере такие акты называют “мягким правом”.

Нормы обычного права появляются из правил поведения, признанных большинством верными. Для урегулирования международных прав используется доктрина права и Международный суд. Кодификация международного права – это важный термин, отражающий процесс создания норм международного права.

Право как система

В более узком смысле право можно охарактеризовать такими словами: единство, способность к делению, объективность, различие, материализация, согласованность.

Единство правовых норм определяется единством государственной воли в законах, правовой системы, механизма регулирования права и конечной задачи – установлением справедливости. Это более широкая форма равноправия и законности.

Объективность отражается в международной систематизации права. На уровне одного государства право всегда субъективно и отражается волей органов.

Различие выражается в конкретном содержании, сферам влияния определённого аспекта права и методах регулирования нарушений, санкциях.

Материализация или систематизация – это необходимость структурирования правовых норм в виде законов и подзаконных актов, упорядочивание права в целях удобства использования.

Однако, например, в Великобритании право не систематизировано в виде законодательных актов, но это не значит, что его нет.

Систематизация также показывает, из каких элементов состоит право: норма, отрасль, подотрасль, институт, субъинститут.

Вывод

Таким образом, право – это широкое понятие, которое можно рассматривать под разными углами.

На деле его структурируют в форму закона или подзаконного акта, и все законы вместе описывают нормы права.

Государство не создаёт нормы права, а лишь фиксирует их в законопроектах и следит за соблюдением всех аспектов. И государство, и право есть порождения общества, стремящегося к саморегулированию.

Проблема соотношения права и закона, по всей видимости, является одной из древнейших в мировой политико-правовой мысли.

При этом, как правило, данная проблема рассматривается в контексте сопоставления философских категорий «идеальное» и «реальное»; «объективное» и «субъективное»; «справедливое» и «несправедливое». Во всех случаях слово «право» используется в качестве эталона объективности, справедливости, гуманности.

Не случайно «право» ассоциируется у нас с «правотой», «правильностью». Обобщая, можно сказать, что правила, закрепленные посредством права, это в любом случае правильные и справедливые нормы поведения.

Источник: https://www.yuriste.ru/problemy-teorii-pravovogo-zakona-i-pravovoi-zakonnosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.