+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Принципы и функции права правовая система. Функции и принципы права

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Принципы и функции права правовая система. Функции и принципы права

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин – legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство – это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. задача власти при этом – защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства – верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права – это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство – признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство – обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия – правовое демократическое государство.

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом – без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

  • Верховенство права – подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.
  • Гарантированность прав и свобод человека – права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.
  • Всеобщее равенство перед законом – все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Эффективная система контроля за соблюдением закона – контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
  • Взаимная ответственность государства и личности – государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.
  • Единство права и закона – все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.
  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.
  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.
  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.
  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Россия – правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», – признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 – между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру.

Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», – указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», – объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство – это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.


2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИТИПЫ ГОСУДАРСТВА
A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­миБ) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной властиB) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты праваГ) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­наД) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве1) только пра­во­вое государство2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять».

Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2.

Приоритет прав и свобод личности.

Источник: https://www.anews.com/p/113730808-pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-principy-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva/

Принципы и функции гражданского права

Принципы и функции права правовая система. Функции и принципы права

Под правовыми принципами понимаются основные начала, наи­более общие руководящие положения права, имеющие в силу их за­конодательного закрепления общеобязательный характер. Такие ос­новные начала присущи как праву в целом (правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям и даже инсти­тутам и субинститутам.

Значение правовых принципов:

  1. они отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регули­рования (это позволяет лучше понимать его смысл, правильно толко­вать и применять конкретные правовые нормы);
  2. они должны учитываться при об­наружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии (дозволительный характер гражданско-правово­го регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, кото­рые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме, но соот­ветствуют «общим началам и смыслу гражданского законодательст­ва» – п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК).

Сущность принципов гражданского права:

  • в концентрированном виде отражают социально-экономическую сущность регулируемых отношений и экономической политики, осуществляемой государством применительно к этим отношениям через нормы гражданского права.

Принципы гражданско-правового регулирования:

  • принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла;
  • принцип юридического равенства;
  • принцип неприкосновенности собственности (как частной, так и пуб­личной);
  • принцип свободы договора;
  • принцип диспозитивности;
  • принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • принцип запрета злоупотребления правом;
  • принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные де­ла характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредст­венное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяй­ственную деятельность участников имущественных отношений — то­варовладельцев-собственников, допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положенияхо неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ). Реализации требований этого принципа содействуют правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешатель­ство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможно­сти признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменении при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).

Принцип юридического равенства характеризует правовое положе­ние (статус) участников гражданских правоотношений. Они не име­ют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, да­же если в этом качестве выступает публично-правовое образование.

Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможно­стями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы.

Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов това­рообмена (товаровладельцев).

В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из назван­ного принципа. Так, гражданский закон предъявляет повышенные требования к предпринимателям как к профессиональным участни­кам оборота и, наоборот, предоставляет дополнительные правовые га­рантии гражданам-потребителям.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и пуб­личной, означает обеспечение собственникам возможности исполь­зовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в исполь­зовании.

Очевидно фундаментальное значение данного принципа для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях.

Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенса­цией.

Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъ­ятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

Действие указанного принципа исключает возможности как не­обоснованного присвоения чужого имущества, так и новых «переде­лов собственности», будь то возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев.

Он призван гарантировать стабильность отношений собственности (присвоения), составляющих базу имуществен­ного оборота.

Что касается перераспределения бывшего публичным имущества путем его приватизации, то оно отражает волю самого пуб­личного собственника и потому не может считаться нарушением или исключением из действия рассматриваемого принципа.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъ­екты гражданского права свободны в заключении договора, т.е.

в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выбо­ре той или иной «модели» договорных связей (ст. 421 ГК).

По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Вместе с тем действие этого принципа подвергается определенным ограничениям. Закон предусматривает, например, невозможность от­каза коммерческой организации от заключения договора с потреби­телем (п. 3 ст. 426 ГК), установленную в интересах клиентов, а также возможность государственного регулирования цен, тарифов и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК) в возмездных договорах.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возмож­ность участников регулируемых отношений самостоятельно, по сво­ему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать ва­рианты соответствующего поведения.

Так, они в подавляющем боль­шинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной за­щитой своих прав или нет и т.д.

При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его утрате (п. 2 ст. 9 ГК).

Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов граж­данского оборота в достижении своих целей.

Ее оборотной сторо­ной является отсутствие по общему правилу чьей бы то ни было осо­бой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных пос­ледствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками» различных «финансовых пирамид», гражданами, проигравшими в лотерею или в рулетку, и т.п.). Зада­ча государства в частных отношениях — установить четкие и непро­тиворечивые «правила игры», исключающие заведомую недобросо­вестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответст­вии с принципом диспозитивности целиком является делом самих участников.

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав пред­полагает устранение всяких необоснованных помех в развитии граж­данского оборота.

Он конкретизируется, в частности, в свободе пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности (ст.

34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота.

Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необхо­димые в общественных (публичных) интересах ограничения, например, лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет моно­полизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.

Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных, бю­рократических препятствий в осуществлении права на защиту своих ин­тересов, например, для ограничения случаев обязательного досудебного (претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.

Принцип запрета злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) можно считать общим изъятием («генеральной клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с ним исключает­ся безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав.

Право всегда имеет опре­деленные границы как по содержанию, так и по способам осущест­вления предусмотренных им возможностей. Такие границы — неотъ­емлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право пре­вращается в свою противоположность — произвол.

Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежа­щего ему имущества любые действия, однако не противоречащие за­кону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК).

Собственник земли или иных природных ресур­сов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК).

Аналогичные ог­раничения и запреты имеются и в обязательственном праве, и в дру­гих подотраслях гражданского права. Данный принцип лежит и в ос­нове объявления недействительными кабальных и некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).

Принцип всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав в це­лом характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового регулирования.

В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений предоставляются широкие возможности защиты своих прав и интересов: они могут прибегнуть как к их судебной защите, таки к самозащите, а также к применению некоторых других мер, оказы­вающих неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов.

Гражданское право содержит большой инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст. 11-15 ГК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-i-funktsii-grazhdanskogo-prava

Принципы права – виды, классификация и основные функции

Принципы и функции права правовая система. Функции и принципы права

Принципы права являются актуальными в конкретном временном периоде, и это их основное отличие от правовых идей, которые нередко опережают действующую систему законодательства.

Они выражают те ценности, которые считаются основополагающими в обществе и признаются более фундаментальными, чем нормы.

В отличие от последних, принципы не имеют четкой структуры (гипотезы, диспозиции и санкции), и с их помощью невозможно урегулировать правоотношения, возникающие между субъектами.

Теория государства и права (ТГП) закрепляет классификацию в соответствии с рядом признаков. Например, общеправовые распространяются абсолютно на все отрасли, существующие в современной правовой системе. Межотраслевыми регулируются только некоторые сферы, имеющие сходные черты. Внутриотраслевые принципы характерны для конкретной области правоотношений (институтов).

К общеправовым принципам относятся:

  • справедливость — под этим понятием понимается соответствие между социально-правовым статусом человека и ролью, которую он выполняет в обществе и в государстве, а также соразмерность (например, между проступком и наказанием, нарушением и размером штрафа, поведением и последующим поощрением);
  • гуманизм — подразумевает, что высший закон государства – Конституция – закрепляет права и обязанности каждого человека и гражданина, запрещая те или иные действия, являющиеся посягательством на личные свободы;
  • юридическое равенство — все люди равны перед законодательством и судом;
  • демократизм — предполагает, что правовые нормы должны закреплять порядок народовластия, его методы и институты, граждане могут принимать участие в государственном управлении и общественных делах;
  • единство личных прав и обязанностей — органическая взаимосвязь между правами и обязанностями субъектов правоотношений;
  • законность — применение и реализация норм должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями государства, выраженными в законах и НПА;
  • федерализм — характерен для российской юридической системы и других стран с федеративным устройством.

Перечисленные принципы действуют в любых отраслях и институтах без исключения. Они применяются при регулировании общественных отношений в качестве общего правового воздействия или выступают как обоснование принятого решения по конкретному делу.

Межотраслевая классификация

В отличие от общих принципов права, межотраслевые выделяют сходство и общие черты различных отраслей (чаще смежных). Их совокупность связана с недопущением дублирования правовых предписания и возникающей необходимостью четкого внутрисистемного согласования.

Они более конкретно выражают содержание общеправового требования в соответствии со спецификой общественных отношений, распространяются на две или более родственных отраслей. К примеру, общими для гражданского-процессуального, уголовно-процессуального и административно-процессуального права являются следующие принципы:

  • гласность и открытость судебного разбирательства (за исключением отдельных случаев, когда на заседание не допускаются посторонние лица, СМИ);
  • абсолютное равенство участников (ни у кого не может быть преимущества);
  • презумпция невиновности;
  • состязательность.

Уголовно-правовому комплексу отраслей свойственны неотвратимость наказания, его индивидуализация, а также понятие экономии уголовной репрессии (наказание не должно быть суровее, чем необходимо для достижения поставленной цели и воздействия на виновного).

Для трудового права характерным является принцип свободы выбора профессиональной деятельности и места трудоустройства, для административного — соблюдение субординации, а для земельного — обязательность целевого характера использования участков земли.

Признаки и свойства

Классификация принципов права основана на совокупности норм, они являются формально закрепленными (преимущественно Конституцией и важнейшими законами). Им присущи определенные свойства, которые выражаются в следующем:

  • основополагающий характер (кратко отражают самые главные и прогрессивные сферы общественной жизни: политическую, экономическую, идеологическую, нравственную), регулируют основные социальные ценности;
  • системообразующие свойства и устойчивость (принципы являются несущей конструкцией и имеют большое значение для структурной самоорганизации, выступают аккумулятором опыта многих поколений и правовой информации);
  • лежат в основе формирования любой правовой национальной системы, но закрепляют специфику каждой из них в зависимости от той среды, в которой она зарождается и развивается);
  • самостоятельная регулятивная роль (признаются базовым началом для любой юридической деятельности: правоприменительной, правоохранительной, правотворческой, интерпретационной и т. д. ).

Важнейшей функцией принципов права является именно формирование правового сознания граждан. Например, далеко не каждый человек имеет соответствующий уровень образования или желание получать знания в сфере юриспруденции.

большинства принимаемых законов и нормативно-правовых актов не знакомо населению государства. Однако каждый должен усвоить важнейшие основы общественных отношений: равноправие, справедливость, гуманное отношение к окружающим.

Если в какой-либо из отраслей (гражданском, административном, налоговом, семейном праве) обнаруживаются пробелы в действующем законодательстве или возможность его двоякого толкования, то основой урегулирования споров выступают принципы. Их применение и соблюдение обязательно на местном, региональном и федеральном уровнях.

Сфера социального регулирования

Сущность некоторых общеправовых принципов недостаточно конкретна для отдельных сфер общественной жизни. Поэтому многие специалисты, занимающиеся вопросами юриспруденции, пытаются дополнить их и уточнить. Например, достаточно противоречивой и сложной является область социального обеспечения.

Выпускники вузов в курсовых и дипломных работах, а также исследованиях на соответствующую тему предлагают выделить характерные для этой сферы принципы:

  • всеобщность, тотальность;
  • гарантии достаточного социального обеспечения (прожиточный минимум) со стороны государства для каждого гражданина;
  • дифференциация соцобеспечения на группы в зависимости от условий производства (опасные, тяжелые), природно-климатических особенностей местности проживания, а также особых причин (острая необходимость, нужда);
  • обязательства государства представлять и обеспечивать надлежащее финансирование из средств бюджета и страховых взносов.

Право социального обеспечения является одной из немногих отраслей, принципы которой в статьях законов не закреплены. Это означает, что в российском законодательстве до сих пор нет нормативного акта или отраслевого Кодекса, и на основании пунктов Конституции учитываются, в первую очередь, общеправовые, а затем специальные принципы.

Гарантированность соцобеспечения является основой идеей защиты граждан в случае наступления одного из событий: безработицы, болезни, беременность и роды, появление в семье третьего и более ребенка, инвалидность или профзаболевание, нищета или потеря кормильца.

Поскольку главным содержанием принципов этой отрасли является всеобщность, то Конституцией и другими источниками устанавливается равная для всех возможность получать те или иные виды социальной помощи.

Возрастные характеристики, пол, раса, место жительства, политические и религиозные убеждения не могут являться ограничивающими факторами, согласно не только общегосударственным принципам права, но и международным.

Способы закрепления

Принципы выступают своеобразными критериями функционирований той или иной отрасли или института. Все они объективны и не могут оставаться неизменными по мере развития общества. Существует два способа их закрепления:

  • прямое (конкретное содержание четко и однозначно сформулировано в статьях или отдельных пунктах нормативно-правовых актов);
  • косвенное (однозначного обозначения в документах нет, но смысл может определяться посредством анализа и теоретического исследования соответствующих норм или целых институтов).

Прямой метод более характерен для континентального права, а косвенный — для общего. Последние изучаются ТГП более основательно и тщательно, так как могут быть применены ко всем без исключения подотраслям и отраслям.

Общеправовая группа представлена двумя основными подгруппами: общесоциальной и специально-юридической.

К первой относятся экономические, политические и нравственные начала (человек как высшая ценность, признание его свобод и прав, демократизм, солидарность и свободная экономическая деятельность).

Вторую подгруппу составляют принципы, которые характеризуют правовое регулирование в целом (какова степень опасности преступления, таким должно быть и наказание, справедливое вынесение приговора, единство прав и обязанностей и т. д. ).

Внесение изменений в законодательство не может осуществляться без предварительного согласования с принципами, принятыми за основу регулирования общественных отношений.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/printsipi-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.