+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Право хоз ведения. Право хозяйственного ведения имуществом

Содержание

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хоз ведения. Право хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности.

В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем.

Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав — имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий.

Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет.

Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного веденияПраво оперативного управления
1. Субъекты
Государственные или муниципальные унитарные предприятияКазенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения
2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?
ДаНет (исключение — казенные предприятия)
3. Распоряжение движимым имуществом
Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества
4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении
Не ограниченоОграничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

***

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров.

С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными.

Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Источник: https://rusjurist.ru/pravo_sobstvennosti/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/

Право хозяйственного ведения

Право хоз ведения. Право хозяйственного ведения имуществом
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Право хозяйственного ведения

Это форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона.

Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности.

Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства.

В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

Право хозяйственного ведения на сети холодного водоснабжения физических лиц. Основание приобретения права муниципальным предприятием.

Анатолий20.07.2019 15:32

Добрый день! Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867/e15bf864419718980c45d63e3c604aae385bdd0f/ https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya.html 

Дубровина Светлана Борисовна22.07.2019 10:13

Задать дополнительный вопрос

Юрий27.11.2019 15:51

какой статьёй, каким законом установлена обязанность организации владеющей нежилым помещением на праве хозяйственного ведения, есть ли судебная практика по взысканию задолженности.

В вопросе недостаточно информации для ответа.

Вы можете обратиться к нам в офис . 

адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18

промокод «Сервиса бесплатных юридических консультаций_50%» 

или по телефону +7 (499) 229-84-53

Либо  Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес:

nm@advokat-malov.ru

Коханов Николай Игоревич29.11.2019 17:25

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста как правильно списать имущество переданное в хозяйственное ведение унитарному предприятию сверх суммы уставного фонда.

Татьяна18.07.2019 06:01

Добрый день! Списание имущества хозяйственного ведения происходят в соответствии с внутренним регламентом организации.

Дубровина Светлана Борисовна18.07.2019 15:18

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! В рамках 127-ФЗ реализуется имущество банкрота: административное здание и блок цехов. Банкрот – МУП ЖКХ. Право собственности на реализуемый объект: хозяйственное ведение. Подскажите, пожалуйста, если покупатель имущества – физ.лицо, какой вид права собственности будет зарегистрирован Росреестром после покупки физ.лицом данного объекта с торгов?

Роман11.07.2019 11:28

Возможно как “право пользования” данным объектом недвижимости. Уточните данную информацию в самом отделе Росреестра. 

Сайботалов Вадим Владимирович14.07.2019 02:51

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна14.07.2019 08:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. Подскажите, пожалуйста. В МУПе сменился руководитель. Необходимо ли перезаключать договор о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения? В преамбуле указаны сведения уволившегося руководителя. Не достаточно будет акта приема- передачи имущества?

Татьяна25.06.2019 13:38

Добрый день! При смене руководителя, нет необходимости перезаключать действующие договора. Необходимо уведомить контрагентов, арендаторов и т.д. о смене руководителя.

Дубровина Светлана Борисовна25.06.2019 13:52

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 12:30

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 13:40

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Может ли собственник здания обращаться в суд за взысканием задолженности к арендатору, если здание находится на праве хозяйственного ведения у ГУПа. Или в этом случае должен ГУП обратиться в суд?

София29.04.2019 09:11

Добрый день!Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” от 14.11.2002 N 161-ФЗ

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом

Сайботалов Вадим Владимирович06.06.2019 15:37

Задать дополнительный вопрос

Ситуация следующая: собственник имущества продал имущество в пользу третьего лица, не поставив в известность материально-ответственных лиц МУП. Имущество передано в МУП на праве хозяйственного ведения

Александр19.04.2019 12:07

Здравствуйте! Не могли бы вы сформулировать сам вопрос для качественной консультации?  Конкретизируйте вопрос!

Сазонов Сергей Владимирович19.04.2019 16:14

Задать дополнительный вопрос

Задавайте вопрос!

Карабанов Андрей Владимирович20.04.2019 11:23

Задать дополнительный вопрос

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya.html

Что такое хозяйственное ведение

Право хоз ведения. Право хозяйственного ведения имуществом

Хозяйственное ведение – одна из форм владения муниципальным или федеральным имуществом. Данное юридическое понятие характерно исключительно для стран бывшего Советского Союза. Впервые оно было прописано в законодательстве СССР в 1990 году – в это время страна бурно переходила от централизованной плановой экономики к рыночной.

Благодаря данному праву госпредприятия, в то время составлявшие основу производственных мощностей страны, постепенно переводились на рыночные рельсы. В современной Российской Федерации основные положения права хозяйственного ведения регламентированы положениями гл. №19 Гражданского законодательства (ГКРФ).

Основные положения

По своей форме хозяйственное ведение является разновидностью владения не принадлежащей распорядителю собственностью.

Данная процедура предполагает передачу собственником своего имущества в ограниченное управление стороннему лицу. Ограничения устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства.

При этом оно исключается из фактического владения собственника и ставится на баланс нового владельца.

Главное отличие хозяйствующего субъекта от оперативных управителей собственностью (арендаторов) заключается в разных правовых статусах. Такие субъекты наделены особыми правами и обязанностями в отношении находящегося в их временном владении имущества. Так, к нему применяются положения вещного права, где он выступает отдельным лицом.

Субъекты отношений

Субъектами отношений в данном случае могут выступать исключительно унитарные предприятия, принадлежащие федеральным (ГУП) или муниципальным (МУП) властям – с одной стороны, и собственно муниципалитет или государство – с другой.

К хозяйственному ведению не допускаются никакие организации с частной формой собственности, или индивидуальные предприниматели. Унитарными являются организации, имущество которых не подлежит какому-либо разделу – по акциям, паям или долям.

Согласно закону, собственник передаваемого в управление имущества, — государство или муниципалитет, — имеет право:

  • Самостоятельно создавать управляющие унитарные организации, реорганизовывать и ликвидировать их.
  • Назначать руководителей, работников бухгалтерии и прочих ответственных лиц, а также расторгать трудовой контракт с ними.
  • Утверждать устав внутренней и внешней деятельности создаваемого унитарного предприятия.
  • Осуществлять полный надзор за их деятельностью, использованием по назначению и сохранностью переданного имущества.
  • Получать долю от прибыли данной организации. Данная денежная сумма, в установленных собственником размерах, перечисляется хозяйствующим субъектом в федеральный бюджет.
  • Согласование заключения МУП/ГУП договоров по крупным финансовым сделкам.

Хозяйствующий субъект должен использовать полученную в управление собственность согласно установленным в договоре целям. Нецелевое использование её запрещается нормами действующего законодательства. Временный владелец имеет право распоряжаться своей долей прибыли по собственному усмотрению.

При передаче унитарного предприятия от одной государственной структуры к другой, условия хозяйственного ведения не подлежат изменению. То же самое относится и к случаям, когда к новому владельцу переходит имущественный комплекс, ранее взятый организацией во владение — статус и права ведения остаются неизменными.

МУП/ГУП не может без разрешения собственника участвовать в каких бы то ни было коммерческих предприятиях – паевых товариществах, акционерных обществах. Кроме этого, оно не имеет права выдавать банковские гарантии, денежные займы, уступать финансовые требования третьим лицам и так далее.

Статус имущества

Объектом права при хозяйственном ведении является имущественная собственность, закреплённая на балансе предприятий, участвующих в процедуре передачи.

Её собственником является либо непосредственно государство, либо муниципалитет.

Переданная в управление предприятию собственность юридически отделяется от прочего имущества данных организаций, и становится отдельной базой, на которую распространяется ответственность предприятия.

Статья №295 ГКРФ регламентирует права и обязанности сторон в отношении передаваемого во владение имущества. Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия:

  • Продавать третьим лицам.
  • Сдавать в аренду.
  • Предоставлять в залог.
  • Вносить в виде имущественного пая или вклада при создании долевых товариществ или обществ.

Собственник не может в одностороннем порядке изымать переданное МУП имущество, даже в качестве наказания за нарушение некоторых статей договора. Он также не может самостоятельно распоряжаться данной собственностью без согласия хозяйствующей организации – передавать её в аренду третьему лицу или продавать её.

Особенности имущественного учёта предполагают, что переданным в ведение МУП/ГУП движимым имуществом они могут распоряжаться самостоятельно, в рамках оговорённых выше полномочий. Права распоряжаться по своему усмотрению недвижимостью они лишены – для этого им требуется получить разрешение собственника.

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение.

На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов.

В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

Профессионалы, в правовом поле хозяйственных взаимоотношений, смогут грамотно представить интересы клиента в административных инстанциях. А при необходимости – оказать эффективную защиту своего доверителя в суде.

Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Источник: https://myjus.ru/general-issues/xozyajstvennoe-vedenie/

Имущество, находящееся в хозяйственном ведении

Право хоз ведения. Право хозяйственного ведения имуществом

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 298 ГК РФ

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом .

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г.

N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г.

N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г.

применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 299 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом. другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

/ Ответы на экзаменационные вопросы 2013 / 48.Хоз ведение

48. Право хозяйственного ведения: понятие, природа, субъекты, объекты.

Право хозяйственного ведения. — производное от права собственности вещное право юридических лиц — не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника-форма права собственности на имущество, при которой собственник передает лицу право распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям..

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению

Право хозяйственного ведения в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Источник: http://pravootveta.ru/imushhestvo-nahodyashheesya-v-hozyajstvennom-vedenii/

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества.

Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом.

А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст.

297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника.

Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

  • Российской Федерацией;
  • субъектом Российской Федерации;
  • муниципальным образованием;
  • частными гражданами;
  • юридическими лицами;
  • бюджетными учреждениями.

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено.

В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду.

Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов.

Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой.

Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.

В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения – муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления – муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения – муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления – муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

  • в праве хозяйственного ведения – возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
  • в праве оперативного управления – как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.

Права собственника по отношению к имуществу:

  • в праве хозяйственного ведения – собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
  • в праве оперативного управления – собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.

Замечание 2

Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravo_hozyaystvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.