+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Каковы основные причины травматизма. Виды травм, причины возникновения несчастных случаев на производстве

Содержание

Причины несчастных случаев – Охрана труда

Каковы основные причины травматизма. Виды травм, причины возникновения несчастных случаев на производстве

Основные виды несчастных случаев на производстве. Организационные и технические причины производственного травматизма. Анализ причин, по которым сотрудники допускают нарушения правил охраны труда и методы профилактики.

***

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ основными видами несчастных случаев являются:

  • падение с высоты (каждый третий несчастный случай);
  • воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов (каждый пятый несчастный случай);
  • ДТП (каждый седьмой случай);
  • падение, обрушение, обвалы предметов, материалов (каждый восьмой случай).

Среди причин, приводящих к наступлению несчастного случая, принято называть:

Организационные причины производственного травматизма

  • Недостаток профессиональной подготовки;
  • Недостаток обучения безопасным приемам труда;
  • Несовершенство технологического процесса;
  • Нарушение технологического процесса;
  • Неиспользование СИЗ;
  • Необеспеченность СИЗ;
  • Состояние алкогольного опьянения;
  • Нарушение ПДД;
  • Неудовлетворительное содержание и организация рабочих мест;
  • Недостаточный контроль за проведением работ;
  • Нарушение требований ОТ и трудовой дисциплины.

Технические причины производственного травматизма

  • Недостаточная надежность машин и механизмов;
  • Конструктивные недостатки машин и механизмов Несоблюдение сроков планово-предупредительных ремонтов;
  • Эксплуатация неисправного оборудования;
  • Неправильная эксплуатация оборудования и инструментов;
  • Неудовлетворительное содержание зданий, сооружений, территорий.

Более 75 % несчастных случаев вызваны причинами организационного характера и так называемым «человеческим фактором». Давайте разберемся с этим самым «человеческим фактором».

Не один человек находясь в здравом уме, не нанесет сам себе травму. Однако мы постоянно сталкиваемся с несчастными случаями, основной причиной которых является нарушение правил безопасности.

Если попытаться разобраться в поведении людей, допустивших нарушение правил охраны труда, повлекших за собой несчастный случай, то мы увидим не очень большое количество причин приведших к игнорированию правил безопасности. 

Усталость

Усталость ведет к потере внимания и концентрации. Кроме того, уставший человек невольно пытается закончить порученную ему работу как можно быстрее, что в умножении на нашу привычку работать в режиме аврала, которую мы подробно разобрали в Главе «Исторические особенности развития трудовых отношений в России» приводит к плачевным последствиям.

В последнее время устойчиво проявляется тенденция к переработкам. Здесь свою заинтересованность проявляют не только работодатели, но и работники.

Не редки случаи, когда водители находятся за рулем по 16 часов в попытке заработать больше денег, совершая дополнительные рейсы, подвергая опасности не только свою жизнь, но и жизни других участников движения.

При этом работодателем игнорируется факт, что вся эта экономия сведется на «нет» в результате хоть одного самого минимального инцидента.

Способствуют чрезмерному утомлению работников и неправильно организованные условия труда на рабочем месте.

Недостаток освещенности, повышенный уровень шума, плохая эргономика рабочего места, высокий уровень ответственности и другие подобные факторы могут привести к тому, что неоправданная усталость будет проявляться у работников и в результате работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Износ оборудования

Износ оборудования и инструмента, а также его использование не по назначению или в непредназначенных режимах работы приводят к его поломкам и как следствию – травматизму работников.

Сегодня на производстве можно легко найти оборудование, оставшееся от времен расцвета Советского Союза.

Само по себе это не опасно, ибо запас прочности станков пятидесятых – шестидесятых годов прошлого столетия вполне мог бы позволить их безопасное использование (не будем брать во внимание энергопотребление такого оборудования, или его технологичность).

Но эксплуатация производственного оборудования подразумевает его постоянное обслуживание и проведение планово-предупредительных ремонтов, а вот эти процедуры игнорируются сплошь и рядом.

«Замыленность» взгляда

По статистике несчастные случаи на производстве чаще всего случаются с работниками в возрасте от 50 лет и старше.

Так происходит от того, что молодые работники еще побаиваются, в хорошем смысле этого слова, непривычного производственного процесса, а с наступлением профессионализма нам кажется возможным пренебречь частью рутинных операций, к которым в частности относятся мероприятия по обеспечению безопасности.

Так уж устроен человек, что, находясь постоянно рядом с фактором опасности, он со временем перестает замечать исходящую от него угрозу.

Давайте для примера заглянем в любой офис. В половине случаев мы найдем пучки проводов лежащих под ногами сотрудников. Мы можем в любой момент зацепиться за них и упасть, можем повредить проводку и получить электротравму или просто может произойти замыкание, но мы настолько привыкли к этой картине, что просто не видим притаившейся опасности.

Очень часто мы не замечаем угрозы до тех пор, пока кто-либо из коллег не упадет на задранном линолеуме или не сунет пальцы в разбитый выключатель.

Нужно заострить внимание на том, что охрана труда в основном не столько реакция на наступившие событие, сколько работа по профилактике несчастных случаев. Вовремя произведенный мелкий ремонт в большинстве случаев практически исключит риск такой травмы. А для этого нужно участие всех сотрудников и налаженная система реакции на жалобы и замечания работников предприятия.

Бороться с замыленностью взгляда можно организационными и техническими средствами.

К первым относится периодичность инструктажей по охране труда. Да, смысл постоянных повторов инструкций заключается не в том, чтобы замучить подчиненных, а в том, чтобы лишний раз напомнить об опасных факторах ожидающих работников на их рабочих местах.

К техническим средствам относятся вывешивание плакатов и знаков безопасности, маркировка опасных зон, использование блокировок.

Об этом мы еще поговорим более подробно в части «Работа по охране труда».

Источник: http://okhrana-truda.com/neschastnye-sluchai-i-professionalnye-zabolevaniya/prichiny-neschastnykh-sluchaev.html

Каковы основные причины несчастных случаев на производстве и как их избежать

Каковы основные причины травматизма. Виды травм, причины возникновения несчастных случаев на производстве

При исполнении обязанностей по трудовому договору работник может получить травму или увечье. Вред здоровью в результате несчастного случая на работе может быть значительным, вплоть до летального исхода. Причины несчастных случаев на производстве тщательно расследуются, виновный привлекается к ответственности.

Несчастный случай на производстве

Понятие несчастного случай на производстве приводится в ст. 3 ФЗ-№125. Кратко сформулировать суть события можно как: травма, полученная во время работы.

Если такое событие наступило, работодатель, обязан провести расследование и учет несчастного случая на производстве (ст. 227 ТК РФ). Невыполнение правила повлечет административное наказание в виде штрафа.

При этом, исходя из данного законодателем определения понятия несчастного случая, событие признается таковым, если работник травмирован на производственной территории в рабочее время, либо в пути к месту работы, следуя на транспорте работодателя или личном, обязанность использования которого в служебных целях ранее оговорена.

Чтобы на законном основании отнести произошедшее к разряду несчастного случая на производстве, нужно установить:

  • имеет ли отношение пострадавший к процессу производства;
  • имеется ли наступившее событие в перечне происшествий, квалифицируемых как несчастный случай;
  • отвечают ли обстоятельства случившегося — время, место и др. — параметрам, указанным в ст. 227 ТК РФ;
  • произошло ли несчастье с лицом, подлежащим обязательному страхованию от несчастного случая на производстве;
  • имеются ли факторы, заставляющие не связывать произошедшее с производством.

В зависимости от того, какой будет дан по каждому пункту ответ, квалифицируется произошедшее событие. От определения статуса события зависят дальнейшие действия работодателя.

Причины и виды несчастных случаев

Каждое расследование начинается с выяснения, что стало причиной. Для удобства проведения следственных действий основные причины несчастных случаев на производстве разбиты на 4 группы.

  1. Организационные причины несчастных случаев. Связаны с неправильной организацией труда, низкой квалификацией, неумением применять безопасные приемы работы, плохим контролем со стороны руководства, необеспечением средствами индивидуальной защиты и др.
  2. Технические причины несчастных случаев. К ним относят работу с неисправным инструментом, нарушение сроков поверки и ремонта оборудования, неправильный выбор режима работа инструмента.
  3. Санитарно-гигиенические. Наступление чрезвычайных метеоусловий, ухудшение параметров окружающего воздуха (газ, пыль), недостаточная освещенность на рабочем месте, тепловое излучение и т. п.
  4. Психофизиологические. Работа связана с большим напряжением, требует повышенного внимания, приводит к быстрой утомляемости.

Неправильные действия людей, так называемый человеческий фактор, чаще всего приводят к несчастным случаям на производстве.

Наименований видов (типов) несчастных случаев выделено законодателем более десяти. Полный перечень приводится в Приказе Роструда от 21.02.2005 г. №21 (Приложение 5).

Данный реестр служит обеспечению надлежащего взаимодействия Роструда и его региональных подразделений при организации расследований причин наступления несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Законодатель выделил следующие виды несчастных случаев с тяжелыми последствиями:

Легкие несчастные случаи

Легкими несчастными случаями на производстве считаются травмы или полученный вред для здоровья, которые сопровождаются временной утратой трудоспособности на срок не более 60 дней, а также потерей профессиональной трудоспособности не более, чем на 20%. Заключение об этом предоставляет медицинская комиссия.

  • транспортные, полученные на любом виде транспорта, на работе или в пути на работу, с работы, в командировке и т.д. (о производственных травмах по дороге на работу читайте тут);
  • падение с высоты;
  • обрушение, стен, скал, земли, снега и т.п.;
  • удар движущихся частей машин;
  • попадание инородных тел в естественные отверстия организма;
  • физические перегрузки и перенапряжения при подъеме тяжестей, переноске деталей и предметов;
  • поражение электрическим током;
  • термические ожоги;
  • отравление, вдыхание ядовитых паров, неправильное обращение с опасными веществами;
  • контакт с ядовитыми и опасными животными, насекомыми, растениями;
  • на воде, утопление при падении в воду;
  • вызванные противоправными действиями иных лиц, а также наступлением техногенных катастроф, взрывов, землетрясений, стихийных бедствий;
  • иные.

Работодатель обязан о каждом несчастном случае с тяжелыми последствиями сообщить в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде или дежурную часть Роструда, если событие произошло не в рабочий день.

Заполняя установленную Приказом форму документа, работодатель указывает причину и вид несчастного случая, перечень которых приводится в приложении.

Вопросы, посвященные причинам и профилактике несчастных случаев на производстве, рассмотрены в данном видеоролике

Классификация несчастных случаев

Каждый несчастный случай берется на учет и расследуется (ст. 227 ТК РФ). Последствия, наступившие в результате несчастного случая, подлежат возмещению (о выплатах ФСС при несчастном случае на производстве узнавайте здесь).

Размер возмещения зависит от степени тяжести полученных пострадавшим увечий и травм.

Законодателем разработаны система классификации несчастных случаев и перечень причин несчастных случаев, позволяющие вести расследование и определять степень тяжести полученных повреждений.

Классификация по степени тяжести:

  • легкие: уколы, царапины, ссадины и т.п.;
  • тяжелые: переломы, сотрясения;
  • летальные: травмы, несовместимые с жизнью.

Определение степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве проводится в соответствии с перечнем в Приказе Минздрава РФ №160 от 24.02.2005 г. Повреждения, относящиеся к разряду тяжелых:

  • шок;
  • кома;
  • кровопотеря;
  • эмболия;
  • острая недостаточность жизненно важных органов;
  • проникающие ранения черепа, перелом черепа, ЧМТ и т.п.;
  • ранения позвоночника, переломы позвонков;
  • ранения внутренних органов;
  • повреждения крупных сосудов;
  • повреждения не угрожающие жизни, но приведшие к тяжким последствиям, как потеря зрения, слуха, речи, конечностей и др.

Тяжелыми несчастными случаями также считаются происшествия, в результате которых работники получили значительные термические или химические ожоги тела, ожоги дыхательных путей, радиационное поражение, естественное прерывание беременности.

Заключение о степени тяжести производственной травмы выдает специальная комиссия того медучреждения, куда поступает пострадавший.

Классификация по числу травмированных:

  • одиночные, травмирован один человек;
  • групповые, пострадавших больше двух.

Классификация по причинам травм:

  • механические;
  • термические, электрические, химические.

Классификация несчастных случаев используется при проведении расследования обстоятельств. Категорию полученной травмы устанавливают врачи и выдают справку по форме №315/у по запросу предприятия.

Профилактика

Предупреждению несчастных случаев на производстве уделяется первоочередное внимание. Существует целый комплекс, разработанный на основе мониторинга причин производственных травм. Это мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве. По своему характеру и месту реализации они подразделяются на:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарно-гигиенические.

К техническим мерам предупреждения травматизма относят работу по модернизации оборудования. Исключение из производственного цикла устаревших моделей, снижение времени участия человека в тяжелых и опасных стадиях с помощью автоматизации технологических процессов, внедрение дистанционного управления, применение индивидуальных защитных средств.

Санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике несчастных случаев. В эту группу включены такие меры, как правильное освещение на рабочих местах, создание комфортных условий окружающей среды по температуре, влажности, запыленности, уровню излучений, шумовых и вибрационных факторов, поддержание надлежащего санитарного состояния.

Организационные мероприятия.

Предполагают обучение рабочих, проведение с ними первичных, вводных, повторных, внеплановых инструктажей, использование наглядной агитации, предупредительных надписей и знаков, периодическое проведение планово-предупредительных ремонтов оборудования, чтение лекций по охране труда, тщательное расследование и учет несчастных случаев, выполнение требований законодательных актов.

Источник: https://otdelkadrov.online/8186-prichiny-neschastnyh-sluchaev-na-proizvodstve-sistema-klassifikatsii-travm

Понятие и причины производственного травматизма

Каковы основные причины травматизма. Виды травм, причины возникновения несчастных случаев на производстве

Для организации безопасного трудового процесса на производстве используется охрана труда. А охрана труда в первую очередь опирается на данные о производственном травматизме.

Под этим термином следует понимать совокупность всех несчастных случаев (НС), произошедших на производстве.

Что является причинами производственного травматизма? Как разделяют полученные травмы по характеру повреждения? Какие профессии наиболее опасны в плане высокой вероятности производственного травматизма?

Сущность и особенности

Как уже указано выше, производственный травматизм в целом — это совокупность всех повреждений, полученных в результате НС на производстве.

Таковое определение дается в Российской энциклопедии по охране труда, словаре-справочнике терминов технической документации и иных документах.

Для удобства статистики производственный травматизм исчисляют в количество случаев на 100, 1 000, 10 000 и т.д. человек (трудящихся). Выделяют следующие причины производственного травматизма:

  • Технические. Имеется в виду использование неисправного или устаревшего оборудования (станков), низкий уровень автоматизированности производства, общее несовершенство технического процесса;
  • Санитарно-гигиенические. Несоблюдение требований СанПиНа: недостаточно широкие проходы, слишком высокая влажность, отсутствие проветривания в помещении и т.д.;
  • Организационные. Недостаточная или откровенная плохая организация техпроцесса: непроведение инструктажей безопасности, нарушение регламентов и т.д.;
  • Психофизиологические. Усталость работника при выполнении профессиональных обязанностей, заболевание, эмоциональное (профессиональное) выгорание, алкогольное или наркотическое опьянение и т.д.

Поскольку производственный травматизм является совокупностью НС на производстве, для определения имеет ли место производственная травма или нет, необходимо полагаться на статьи 227 и 229.

2 ТК РФ, а также на Федеральный закон № 125 от 1998 года «Об обязательном социальном страховании», где указаны конкретные особенности НС на производстве.

Так, несчастный случай может произойти с работником во время его движения на работу в транспорте работодателя (например, при ДТП), и это также будет считаться производственной травмой.

Виды травм

Производственные травмы можно разделить сразу по нескольким критериям: тяжесть последствий, количество пострадавших, вид внешнего воздействия, приведший к травме, характерные признаки травмы, наличие связи с выполнением своих профессиональных обязанностей. В таблице ниже представлены существующие виды травм, получаемых работниками на производстве.

Производственная травма и профессиональное заболевание — это не одно и то же. Травма — это нарушение целостности либо физиологических свойств органов (тканей) человека, что вызвано резким внешним воздействием: выбросом химических реагентов, падением предмета и так далее.

Профессиональное заболевание — это нарушение здоровья сотрудника, вызванное длительным, постоянным негативным воздействием условий труда. Профессиональное заболевание не является несчастным случаем.

В то же время, компенсация и за травму и за заболевание, полученные на производстве, будет выплачиваться из Фонда социальной защиты.

Травмоопасные профессии

Департамент труда США регулярно публикует данные о самых опасных профессиях в стране. Данные основываются на количестве производственных травм, приведших к смерти работника, на 100 000 сотрудников. Так, самыми опасными признаны профессии летчиков (90 смертей на 100 000 человек), лесорубов (115 смертей на 100 000 человек) и рыболовов (129 смертей на 100 000 человек).

В России ситуация несколько иная, и самыми опасными считаются профессии строителя, транспортника (водителя) и специалиста обрабатывающей промышленности.

Если верить официальной статистике, уровень травматизма на работе в России в 4,5 раза выше, чем в среднем по странам Европейского союза.

Тому есть несколько причин: пьянство на рабочем месте; плохая техническая организация, использование старого оборудования, отслужившего свой срок; отсутствие должного отношения к технике безопасности со стороны работодателя и работника.

Заключение

Производственная травма — это по сути то же, что и несчастный случай на производстве. Важно понимать, что производственная травма не обязательно должна быть получена при выполнении своей непосредственной работы.

Известен прецедент, когда суд посчитал несчастным случаем на производстве (а соответственно и производственной травмой), повреждения, полученные работником при падении лифта, когда он (работник) поднимался на свой этаж, на свое рабочее место еще до начала трудового дня.

Источник: https://insur-portal.ru/social/prichiny-proizvodstvennogo-travmatizma

Обзор распространенных и основных причин травматизмов на производствах

Каковы основные причины травматизма. Виды травм, причины возникновения несчастных случаев на производстве

Производственный травматизм — это один из главных факторов, на который распространяется специальная оценка условий труда. Она дает характеристику всем причинам производственного травматизма и методам предотвращения несчастных случаях.

Что такое производственная травма

Под производственной понимается травма, полученная в процессе трудовой деятельности на предприятии при выполнении функциональных обязанностей или при работе по поручению руководителя.

При характеристике данного понятия важными являются три момента:

  • кто получил травму?
  • когда произошел несчастный случай?
  • где (в каком месте) зафиксирован факт травматизма?

Производственный травматизм

Кто

К данной категории относятся не только работники предприятия, но и:

  • лица, проходящие производственную практику;
  • ученики;
  • участники трудовой терапии на лечебно-производственных предприятиях;
  • лица, выполняющие общественно-полезные работы;
  • осужденные, привлекаемые к труду;
  • участники производственных кооперативов и фермерских хозяйств.

Когда

Производственной считается травма, полученная:

  • в течение рабочего времени, включая установленные работодателем перерывы;
  • во время приведения оборудования, одежды и т.п. в порядок (до и после рабочего времени);
  • в некоторых случаях время, затраченное на дорогу, учитывается при рассмотрении вопроса травматизма.

Где

Согласно ТК РФ, фиксируются несчастные случаи, произошедшие:

  • на территории работодателя или в другом месте выполнения работ;
  • на транспорте, осуществляющем развозку с (до) места работы, включая использование личного транспорта в производственных целях;
  • в поездках в служебные командировки;
  • другие места выполнения работ, предусмотренные ст. 227 ТК.

При расследовании несчастного случая для определения производственной травмы следует учитывать все вышеперечисленные параметры.

Важно! Верное определение производственной травмы служит основанием для компенсационных выплат.

Основные причины производственных травм

Профилактика производственного травматизма

Причины производственного травматизма подразделяются на несколько классов, в основе которых лежат множественные факторы, начиная с личностных причин и заканчивая техническими.

Классификация причин

Психологический фактор возникновения на производстве травматизма

Любой поступок человека связан с одним из трех факторов: мотивация, ориентация, исполнение. В зависимости от них и формируются причины травматизма на производстве.

Нарушение мотивации может быть связано, например, с нежеланием выполнять инструкции техники безопасности, последовательность операций и т.п. Причиной этому могут быть склонность к риску, пренебрежение общими правилами, состояние алкогольного опьянения и т. д.

Нарушение ориентировочной части действий основано на незнании правил ТБ, технологического процесса, правил эксплуатации оборудования.

Нарушение исполнительной части вызвано невыполнением предписаний и инструкций в связи с психическими и физическими особенностями личности (плохое зрение, нарушение координации).

Связанные с состоянием здоровья (личностные)

Также причины возникновения производственных травм могут быть вызваны состоянием здоровья сотрудников. Речь идет не о заболеваниях, например, работа за станком с температурой 39°С, а о переутомлении или физической усталости.

Работа на производстве отличается монотонностью выполняемых операций, статическими (динамическими) перегрузками.

Подобные факторы создают накопительный эффект, вызывая умственное перенапряжение, усталость зрительного, слухового, тактильного анализаторов.

Перегрузки могут привести к совершению ошибок во время выполнения функциональных обязанностей, создавая тем самым аварийность на производстве.

К личностным причинам так же можно относить несоответствие анатомо-физиологических особенностей человека характеру работы или конструкции оборудования. Многие устройства еще не рассчитаны на подстройку под каждого конкретного работника, что может вызвать дискомфорт и перенапряжение во время выполнения трудовых обязанностей.

Обратите внимание! Несоответствие физиологических особенностей работника конструкции машины повышает риск получения травмы в процессе выполнения обязанностей.

Травмы по причине недостатка организации труда

Согласно статистике, основные причины производственного травматизма связаны с недостатком организации условий труда работников. На решение этой проблемы направлена СОУТ.

Данный фактор по большей части зависит от работодателя, его профессиональных навыков:

  • способности обеспечить производственные участки квалифицированными специалистами,
  • умения организовать рабочий процесс и соблюдение трудовой дисциплины,
  • наличия необходимых инструментов и оборудования;
  • соблюдения санитарно-гигиенических требований организации;
  • обучения эксплуатации устройств и соблюдения ТБ;
  • организации контроля на всех этапах работ.

Решение данных условий лежит полностью на наймодателе, избежать травм и профзаболеваний возможно обеспечив условия труда, соответствующие ГОСТу.

Влияние окружающей среды на несчастные случаи на производстве

Климатические условия всегда оказывали влияние на возможность проживания человека в той или иной климатической зоне. Следовательно, и выполнение трудовых функций связано со способностью работников переносить природные неблагоприятные факторы.

Воздействие на человеческий организм погодных условий может спровоцировать ошибки, ведущие к травматизму. Например, строительство во время ураганного ветра способно привести к трагедии, тем более при не соблюдении техники безопасности. А туман, допустим, создает угрозу возникновения ЧП на железнодорожном полотне.

Предотвратить подобные ситуации возможно при соблюдении ТБ и создании соответствующих условий на рабочих местах.

Причины экономического характера

Еще один вид факторов, влияющих на возникновение несчастных случаев — экономический. К нему можно отнести прежде всего уровень заработной платы, распределение обязанностей, совмещение должностей, сверхурочные работы и т.п.

При низкой оплате труда или переработке возникает опасность переутомления. Данные причины провоцируют стрессовое состояние работника, ведущее к халатному исполнению обязанностей. Недостаток денежных средств может привести к росту заболеваемости (плохое питание, отсутствие лекарственных препаратов, недостаток времени на отдых).

Экономические причины воздействуют на эмоционально-психологическое состояние, их так же можно отнести к личностным.

Технические причины производственного травматизма

Само определение «технические» объясняет источник возникновения проблем — техника. Ни одна машина не работает идеально без неисправностей. Сбои в техническом процессе — происходят при нарушении инструкций, эксплуатации или несвоевременном техобслуживании устройств.

Некоторые производства используют оборудование не соответствующее параметрам безопасности, морально устаревшее. Автоматизация производственных процессов ведет к исключению опасного ручного труда, к избеганию производственного травматизма.

Обратите внимание! Во избежание получения травм в процессе трудовой деятельности, работодатель обязан обеспечить работу на исправном оборудовании!

Профилактика производственного травматизма

Мероприятия для предотвращения травм

Методы анализа производственного травматизма

Предупреждение производственного травматизма основано на соблюдении ряда мер технического и организационного характера.

Технические мероприятия:

  • создание комфортного микроклимата (вентиляция, отопление, водоснабжение);
  • тепловая изоляция;
  • соблюдение уровня освещения в соответствии с нормами;
  • организация режима работы в сочетании с отдыхом;
  • автоматизация техпроцессов и управления ими;
  • применение безопасных установок и предохранительных систем;
  • эффективное размещение оборудования.

Организационные мероприятия:

  • соблюдение правил организации технологических процессов;
  • организация рабочего места в соответствии с требованиями ОТ;
  • применение безопасных методов организации труда;
  • организация техосмотров и техобслуживания установок.

Соблюдение требуемых условий значительно снижает риск возникновения несчастных случаев на производстве.

Причины производственного травматизма условно можно разделить на три группы: человеческий фактор, организация работ и технические проблемы.

Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий, устранять причины следует комплексно, так как они взаимосвязаны между собой.

Технические недостатки могут сказаться на личностных качествах работников, и наоборот, плохое самочувствие может привести к остановке техпроцессов и возникновению аварийной ситуации.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/priciny-proizvodstvennogo-travmatizma.html

Основные причины производственного травматизма. Гончарова Н

Каковы основные причины травматизма. Виды травм, причины возникновения несчастных случаев на производстве

Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда, а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.

Основные причины производственного травматизма

Возможность возникновения конкретной производственной травмы (несчастного случая на производстве) зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других конкретных условий труда.

Стоит заметить, что общепринятой классификации причин производственного травматизма в настоящее время нет, большинство специалистов выделяют три основных типа причин.

Во-первых, это технические причины, которые можно охарактеризовать как причины, зависящие от «несовершенства» технологических процессов, конструктивных недостатков и технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты, недостаточной механизации тяжелых работ, в том числе несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок; наличие прочностных дефектов материалов и «усталости» конструкций; неизвестные ранее опасные свойства используемых веществ и т. п. Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными.

Во-вторых, это организационные причины, которые целиком зависят от уровня организации труда на рабочем месте и на предприятии в целом.

К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты и т. п.

В-третьих, это личностные (психологические и психофизиологические) причины, к которым условно можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работающего, приводящие к ошибочным действиям человека.

Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием.

О том какие причины привели к несчастному случаю на производстве, рассмотрим используя  материалы специальных расследований.

1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Мастер участка сельских сетей водопроводно-канализационного хозяйства П.

на утреннем совещании, проходившем в помещении участка сельских сетей, выдал бригаде рабочих в составе: работ водителя автомобиля К., электрогазосварщика В. и слесаря аварийно-восстановительных работ Б.

производственное задание совершить рейс в деревню Логовище для обслуживания сетей водопровода на автомобиле “ГАЗ-53”.

С 08-00 и до 12-00 К. пытался запустить двигатель автомобиля “ГАЗ-53”, в этом ему помогал В.  Со стартера двигатель автомобиля не завелся, после чего К. попросил водителя автомобиля “КАМАЗ”, который находился на территории площадки, способом буксировки попробовать завести автомобиль “ГАЗ-53”.

В 13.00, на участок теплосетей , для устранения порыва теплосетей прибыл экскаватор, под управлением машиниста экскаватора И.

Около 13-00 К. обратился за помощью к И.,  управляющему экскаватором, чтобы с помощью буксира попытаться завести автомобиль “ГАЗ-53”, И. согласился и подъехал на экскаваторе к автомобилю “ГАЗ-53”. В это время к ним подошел слесарь аварийно-восстановительных работ Б.

, он зацепил трос между экскаватором ТО-49 и автомобилем “ГАЗ-53”. К. попросил сесть за руль автомобиля В., а сам остался на улице возле автомобиля “ГАЗ-53” с левой стороны.

Автомобиль “ГАЗ-53” располагался справа примерно в 1-1,5 метрах от стоявшего параллельно автомобиля “КАМАЗ”.

Б. находился в стороне и жестами показал И. о готовности буксирования, К. также показал И. о своей готовности к буксировке. Экскаватор располагался впереди автомобиля “ГАЗ-53” под небольшим углом влево. В это время К. перешел к задней части автомобиля “ГАЗ-53”, чтобы посмотреть какой будет дым из выхлопной трубы , а И.

осмотрев позади экскаватор и обстановку, убедившись в том, что все готовы и ничего препятствующего для движения нет, начал движение. Электрогазосварщик В., сидевший за рулем «ГАЗ-53», включил зажигание и третью передачу в автомобиле и ждал, когда начнется движение, чтобы отпуская педаль сцепления, попытаться таким образом завести двигатель.

Но при буксировке, из-за непроворота коленчатого вала двигателя, произошло блокирование заднего моста колес и автомобиль “ГАЗ-53” начал двигаться юзом, смещаясь влево к стоящему автомобилю «КАМАЗ». В, чтобы избежать столкновения с автомобилем «КАМАЗ», стал тормозить, а К.

, находившейся, во время начала движения позади автомобиля “ГАЗ-53”, побежал вперед к сближающимся автомобилям “ГАЗу-53” и КАМАЗу, пытаясь пробежать между ними, но не успев, был придавлен смещавшимся автомобилем “ГАЗ-53” к автомобилю «КАМАЗ».

После столкновения автомобиля “ГАЗ-53” и автомобиля «КАМАЗ», экскаватор «ТО-49» остановились. К. самостоятельно выбрался из-под автомобилей и упал на землю, некоторое время находясь в сознании, пояснил, что побежал между автомобилями, т.к.

хотел остановить трактор, который буксировал его автомобиль. После происшествия К.

 был госпитализирован в УЗ “ЦРБ”, где ему был установлен медицинский диагноз: сочетанная травма, перелом ребер справа, закрытая травма брюшной полости, разрыв печени, внутрибрюшное кровотечение, открытый перелом левого плеча

Через неделю К. скончался во время операции в УЗ “ЦРБ”.

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, выразившиеся в не назначении ответственных лиц за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не обеспечении технического состояния электрооборудования автомобиля “ГАЗ-53”, которое должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, что повлекло пуск двигателя автомобиля “ГАЗ-53” водителем К., путем буксировки, чем нарушено требование пунктов 910, 1106, 1124 “Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и электрическом транспорте” (утв. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 №180\128).

Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охраны труда

У.

, главный инженер предприятия, который являясь ответственным лицом организации за руководство всеми структурными подразделениями  организации в связи с осуществлением ими производственной деятельности, эксплуатацией машин и механизмов, не обеспечил контроль над назначением ответственных лиц за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, технического состояния электрооборудования автомобиля «ГАЗ-53» , которое должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, что повлекло пуск двигателя автомобиля «ГАЗ- 53» водителем К. , путем буксировки, чем нарушено требование пунктов чем нарушено требование пунктов 910, 1106, 1124 “Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и электрическом транспорте” (утв. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 №180\128).

2. Обстоятельства несчастного случая

Заведующий сектором открытого акционерного общества “Х ” О. получил наряд-допуск на техническое обследование строительных конструкций отделения сушки-грануляции на отметках +4,8 м; +7,2 м; +10,8 м; +15,6 м в осях А-Л (14-17) . Начальник отделения сушки-грануляции З. провел первичный инструктаж с работниками ОАО “Х”.

К 9.00 ведущий конструктор К. прибыл в отделение сушки-грануляции, где ему вместе с М., инженером-конструктором ОАО “Х”, необходимо было произвести обследование строительных конструкций отделения сушки-грануляции на отметке +10,8 м.

Заведующий сектором О. назначил К. старшим при выполнении вышеназванной работы. Вместе с К. О. осмотрели место проведения работ в отделении сушки-грануляции, где О.

указал места необходимых замеров, также указал, что замеры необходимо проводить с приставной лестницы с использованием монтажного пояса. К.

взял приставную металлическую лестницу длиной 4,35 м, принадлежащую ОАО “Х.”, на складе хранения инвентаря ОАО “Б.”.

По решению К. обследование металлических балок перекрытия в отделении сушки-грануляции будет проводить он, а М. на чертежах замеры. Обследование металлических балок проводилось с помощью штангенциркуля и рулетки.

Около 11.20 М. готовил чертежи к отметке выполняемых замеров, а К. приставил лестницу к стене, и стал подниматься, но из-за большого угла около 75 – 80 градусов и небольшого расстояния от арматурного стержня до стены (45 см) К. не смог подняться.

Поэтому он спустился и приставил лестницу к стержню из арматурной стали диаметром 18 мм (предназначенного для подвески кабеля), приваренного горизонтально к колоннам на высоте 2,6 м, поставив лестницу под углом к полу примерно 60 градусов. Верхние концы лестницы при этом стены не касались. Как пояснил К.

, он, полагаясь на свой опыт решил не ставить в известность М. о начале подъема.

Определить место крепления монтажного пояса К. собирался непосредственно после того, как поднимется по лестнице. В это время М. находился спиной к К. и начала подъема не видел.

Когда К. поднялся по лестнице на высоту около 2 м, стержень из арматурной стали оторвался от колонны, верхний конец лестницы упал на стену, а нижний конец начал скользить по бетону. В результате К. упал вместе с лестницей на бетонный пол.

К К. подбежал М. увидел, что К. травмировал ногу. О., который выполнял работы на другой отметке, узнав от М. о случившемся, прибежал на место происшествия и помог отнести К. в операторную.

После чего К. был доставлен в УЗ “ЦРБ”, где ему был поставлен диагноз: открытый многооскольчатый смещенный перелом пяточной кости.

Причины несчастного случая

Источник: https://www.espot.by/izdaniya/espot/osnovnye-prichiny-proizvodstvennogo-trav_0000000

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.