+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Исключительное право на произведение действует в течение. Е

Содержание

Тонкости оформления исключительного права на творческие произведения и продукты умственного труда

Исключительное право на произведение действует в течение. Е

Как только автор заканчивает работу над своим произведением, за ним по факту создания закрепляется полное авторское право на этот продукт.

Оно возникает де-факто, автоматически (по умолчанию) и не требует обязательной регистрации в документальной форме.

Все юридические процедуры и оформление документов могут потребоваться в дальнейшем, когда создаётся исключительное право на использование этого продукта другими лицами.

Что это такое?

Изначально создатель обладает полными личными (авторским и исключительным) правами на свое произведение. Но если авторство закрепляется за создателем навечно, то возможность использования произведения может быть передано другим физическим или юридическим лицам.

В этих случаях творческий продукт становится объектом имущественных сделок:

  • купли;
  • продажи;
  • перепродажи;
  • передаче для использования на определённый срок;
  • наследования и т.д.

Такие сделки обязательно оформляются документально, в договорах между автором и приобретателем исключительных прав.

После передачи исключительных прав за создателем сохраняется авторство, которое не может отчуждаться. Присвоение авторства другими лицами считается плагиатом. Использование псевдонимов возможно только с согласия создателя.

Подробно о всех субъектах авторских прав можно узнать в статье по ссылке.

Предлагаем посмотреть видео о том, что такое исключительное право:

Способы использования продукта

Произведением считаются самые различные продукты интеллектуальной и творческой деятельности. Статья 1259 ГК РФ относит к таким продуктам следующий перечень:

  1. Любые литературные произведения в прозе и стихах, включая киносценарии и пьесы для театра, мюзиклы и тексты для радиопостановок.
  2. Уникальные номера хореографии, циркового искусства и пантомимы.
  3. Все музыкальные произведения и текст, который используется вместе с ними.
  4. и аудиоконтент (фильмы, ролики, трейлеры, радиопостановки).
  5. Картины, скульптуры, комиксы, графика, дизайн интерьеров, одежды и т.д.
  6. Креативные решения в декоративно-прикладной сфере.
  7. Архитектурные и градостроительные, ландшафтные проекты.
  8. Фотографии и другие объекты зафиксированной любыми способами реальности (селфи, слайд-шоу и т.д).
  9. Работы, имеющие научное значение: географические карты, эскизы, планы и т.д.
  10. Другие произведения.

Понятие «другие» означает, что при желании и необходимости таковым может быть признан любой уникальный продукт интеллектуальной и творческой деятельности с выраженными признаками эксклюзивного авторского креатива.

Таким образом, произведение как продукт может иметь самое широкое применение в разных областях. Каким образом может быть использован каждый отдельный продукт, оговаривается исключительно в условиях договора.

Например, для литературных произведений оговаривается:

  • география распространения печатной версии (регион, страна или весь мир);
  • возможность перевода на иностранные языки;
  • создание сценария и экранизация;
  • использование в радиопостановках;
  • возможность переуступки другим лицам и т.д.

Более подробно об объектах авторского права читайте в статье по ссылке.

Право распоряжения авторским продуктом

Базовые границы, в которых приобретатель исключительных прав может распоряжаться авторским произведением, оговорены в ГК РФ статья 1233 «Распоряжение исключительным правом».

Основные положения, предусмотренные ст.1233:

  1. Приобретатель может использовать произведение любым не запрещенным законом способом.
  2. Приобретатель может передать право на использование произведения другим лицам по лицензионному договору, не передавая исключительных прав.
  3. Приобретатель может передать другим лицам исключительные права.

Также в статье 1233 оговаривается, что приобретатель исключительных прав не может запретить автору продолжать творческую деятельность определенного рода.

Пример: Если издательство приобрело у автора права на книгу, оно не может запретить автору писать в том же жанре и формате, например, продолжение этой книги.

И не может претендовать на это продолжение без согласия автора, отдельного договора и оплаты. Если в договоре изложены подобные ограничения и претензии, то, согласно статье 1233 п.

4 ГК РФ они будут считаться ничтожными.

Законодательство об авторском праве регламентирует деятельность в этой сфере в общих чертах. Но условия каждой конкретной сделки во многом определяются договором.Что такое знак авторского права можно узнать в статье по ссылке.

Что предусматривает договор об отчуждении?

Такой документ является правоустанавливающим. Оформляется должным образом, с подробным описанием всех условий, по которым право использования произведения переходит к другому лицу.

Иногда произведение создается по заказу. Тогда в договорах автор фигурирует как Исполнитель, а приобретатель исключительных прав как Заказчик. То, как именуются стороны в каждом случае, оговаривается сразу в начале документа. Основные пункты, которые оговариваются в подобных договорах:

  1. Размер, сроки и способы выплаты авторского гонорара, в отдельных случаях роялти или процент от выручки с кинопроката.
  2. Сроки создания продукта в случае заказа.
  3. Сроки действия исключительных прав на использование произведения, отчужденных от автора. Например, на 3,5,10 лет или бессрочно (навсегда).
  4. Способы и масштабы использования. Для литературных вещей оговаривается возможность перевода, экранизации, переиздания и т.д.
  5. Меры в случае неиспользвания продукта в течении определенного времени.
  6. Неустойки за нарушение условий договора.

Условия в разных случаях могут отличаться весьма значительно. Передача прав – это имущественная сделка, и делопроизводство ведется по тем же принципам, что и продажа недвижимости и другого имущества.

Но в любом случае условия сделки не могут противоречить ГК РФ (гл .70 статьи 1255-1302), регламентирующему подобные отношения в основных чертах, а также ст. 307-419 (общие положения об обязательствах) и ст. 420-453 (о договоре).

Если договор составляется на ещё не созданный продукт, в нем подробно оговариваются требования (техническое задание) к будущему продукту.

Юридические лица, которые работают со множеством авторов в потоковом режиме, используют типовые (стандартные) договоры, разработанные юристами специально с учетом требований этого конкретного правоприобретателя.

В интересах каждого автора внимательно изучить все условия этого документа. Автор имеет право требовать изменения условий, но следует реально оценивать значимость своего продукта для приобретателя. Завышенные требования могут привести к тому, что сделка не состоится.

Иногда предложенные условия могут быть слишком радикальными для создателя творческого продукта. Например, после получения гонорара он уже никогда не может публиковать даже фрагмент из проданной вещи. А в случае такой публикации правоприобретатель может расценить это как действие, нанесшее ему материальный урон и требовать компенсацию.

Могут быть даже более жесткие варианты. Поэтому при заключении подобных сделок создателю творческого продукта следует максимально тщательно изучать все условия до мельчайших деталей. В этом смысле договор на передачу исключительных прав схож с другими договорами по имущественным сделкам.

Предлагаем посмотреть видео о тонкостях договора отчуждения исключительного права:

Срок действия

Если автор уступил (продал) право на использование произведения, в договоре обязательно должен быть оговорено — на какой срок конкретно. Например, на 3, 5, 10 лет или бессрочно (навсегда).

Если автор не передавал права и не оформлял их передачу, по умолчанию исключительные права автора действуют в течение всей его жизнь и ещё 70 лет после его смерти, которые отсчитываются начиная с 1 января года, наступившего за годом его смерти. (ст. 1281 ГК РФ).Подробнее о сроках действия авторского права, читайте в статье по ссылке.

Кому принадлежит служебный продукт?

Иногда произведение создаётся автором по заказу юридического лица (организации, издательства, кинокомпании). Все отношения также оговариваются в договоре. Но автор не является штатным сотрудником организации-заказчика.

Иные отношения могут возникнуть, если автор состоит в штате и получает повременный оклад, независимо от количества и качества сделанных во время работы произведений.

Поэтому распространено мнение, что все права на использование продукта, созданного автором в рамках служебного задания, в течение оплачиваемого периода, принадлежат работодателю.

На самом деле это не совсем так. Согласно ст.1295 ГК РФ за автором служебного произведения также закреплено авторское право. Однако оно неполное, так как исключительные права на использование принадлежат работодателю.

Это вполне логично. Сотрудник нанят именно для этих целей. Например, штатный журналист пишет статьи, на которые имеет авторское право. Издание, в котором он работает, публикует эти статьи. То есть, использует исключительное право на использование продукта.

Возникает вопрос – а что реально значат в таком случае авторские права создателя произведения? Ст. 1295 ГК РФ оговаривает, что работодатель в этом случае не может передать (продать, переуступить) произведение третьим лицам без согласия создателя. Также в этой статье ГК есть оговорка «если иное не предусмотрено условиями договора».

Оплату за служебное произведение создатель произведения (например, журналист) может получать в разной форме:

  • фиксированный оклад (повременная оплата);
  • оклад плюс гонорар за каждое произведение (сдельно-повременная оплата);
  • только гонорар (сдельная оплата).

Условия оплаты устанавливаются внутренним регламентом каждой редакции, издательства, компании и т.д, или условиями трудового договора, заключенного индивидуально между исполнителем и работодателем. В первом случае для определения условий работы учитывается не только ГК в области авторских прав, но и трудовое законодательство.

Об ответственности за нарушение авторского права, читайте по ссылке.

Таким образом, законодательство устанавливает отношения между автором и покупателем прав на его произведение в общих чертах. Но основным документом в таких отношениях является договор между автором и правоприобретателем. Он служит не только как правоустанавливающий документ, но и регламентирует все подробности и даже нюансы сделки.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/isklyuchitelnoe-pr-na-proizvedenie.html

Срок действия исключительного права

Исключительное право на произведение действует в течение. Е

При определениисрока охраны любого произведения следуетизучить целую совокупность факторов,влияющих на длительность охраны.

Этифакторы связаны с биографией автора(дата смерти, работа во время ВеликойОтечественной войны, дата посмертнойреабилитации в случае, если автор былрепрессирован), а также с особенностямисоздания и обнародования произведения(наличие соавторов, опубликованиеанонимно или под псевдонимом, посмертноеопубликование).

По общемуправилу исключительное право напроизведение действует в течение всейжизни автора и семидесяти лет, считаяс 1 января года, следующего за годомсмерти автора (Ст. 1281 ГК РФ).

Особые правила исчисления сроков действия исключительного права:

1.Исключительное право на произведение,созданное в соавторстве,действует в течение всей жизни автора,пережившего других соавторов, и семидесятилет, считая с 1 января года, следующегоза годом его смерти.

2.На произведение, обнародованное анонимноили под псевдонимом,срок действия исключительного праваистекает через семьдесят лет, считая с1 января года, следующего за годом егоправомерного обнародования.

Если втечение указанного срока авторпроизведения, обнародованного анонимноили под псевдонимом, раскроет своюличность или его личность не будет далееоставлять сомнений, исключительноеправо будет определяться по общемуправилу.

3.Исключительное право на произведение,обнародованное послесмерти автора,действует в течение семидесяти летпосле обнародования произведения,считая с 1 января года, следующего загодом его обнародования, при условии,что произведение было обнародовано втечение семидесяти лет после смертиавтора.

4.Если автор произведения был репрессировани посмертнореабилитирован,срок действия исключительного правасчитается продленным и семьдесят летисчисляются с 1 января года, следующегоза годом реабилитации автора произведения.

5.Если автор работал во время ВеликойОтечественной войныили участвовал в ней, срок действияисключительного права, установленныйнастоящей статьей, увеличивается начетыре года.

Переход произведения в общественное достояние

Общественноедостояние – это особый правовой режим,распространяемый на произведения,исключительное право на которые недействует из-за истечения срока действияправа либо в силу того, что исключительноеправо на определенное произведениеникогда не действовало.

Постепенноерасширение круга охраняемых произведенийпроисходило как в результате изменениязаконодательства, так и в силу присоединениянашей страны к международным соглашениям,предусматривающим охрану авторскихправ иностранных граждан (Всемирнаяконвенция об авторском праве – с 27 мая1973 г., Бернская конвенция – с 13 марта 1995г., двусторонние соглашения – с дат,указанных в них). Однако распространениеохраны на новые произведения незатрагивает объекты, уже находящиесяв сфере общественного достояния, еслииное не определено соответствующимзаконом или международным договором.

По истечении срокадействия исключительного правапроизведение науки, литературы илиискусства, как обнародованное, так инеобнародованное, переходит в общественноедостояние (Ст. 1282 ГК РФ).

Произведение,перешедшее в общественное достояние,может свободно использоваться любымлицом без чьего-либо согласия илиразрешения и без выплаты авторскоговознаграждения. При этом охраняютсяавторство, имя автора и неприкосновенностьпроизведения.

Перешедшее вобщественное достояние необнародованноепроизведение может быть обнародованолюбым лицом, если только обнародованиепроизведения не противоречит волеавтора, определенно выраженной им вписьменной форме (в завещании, письмах,дневниках и тому подобном).

ПЕРЕХОДИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕПО НАСЛЕДСТВУ

Принаследовании имущество умершего(наследство) переходит к другим лицамв порядке универсального правопреемства,то есть в неизменном виде как единоецелое и в один и тот же момент (п. 1 ст.1110 ГК).

Наследодателемявляется физическое лицо, после смертикоторого возникает наследственноеправопреемство.

Наследники– это указанные в законе или завещанииправопреемники наследодателя. В качественаследников могут выступать любыесубъекты гражданского права, с той лишьоговоркой, что юридические лица могутнаследовать только по завещанию.

В составнаследства входят принадлежащиенаследодателю на день открытия наследствавещи, иное имущество, в том числеимущественные права и обязанности. Невходят в наследство права и обязанности,неразрывно связанные с личностьюнаследодателя, личные неимущественныеправа и другие нематериальные блага.

Наследствооткрывается со смертью гражданина.Объявление судом гражданина умершимвлечет за собой те же правовые последствия,что и смерть гражданина.

Временемоткрытия наследства является деньсмерти гражданина или день вступленияв законную силу решения суда об объявленииего умершим, а в определенных случаяхдень предполагаемой гибели гражданина.

Местомоткрытия наследства является последнееместо жительства наследодателя, а вслучае если оно неизвестно – местонахождения имущества или его части.

Наследованиеосуществляется по завещанию и по закону.

Завещание– это сделанное в предусмотреннойзаконом форме личное распоряжениегражданина по поводу принадлежащегоему имущества на случай смерти. Завещаниеявляется односторонней сделкой, котораясоздает права и обязанности послеоткрытия наследства.

Завещаниехарактеризуется следующими признаками:

  1. это единственный допускаемый законом способ распоряжения имуществом на случай смерти;

  2. оно носит строго личный характер;

  3. обязательно нотариальное удостоверение завещания, отсутствие которого влечет его ничтожность.

Завещательвправе завещать все имущество или егочасть любому субъекту гражданскогоправа.

Наследованиепо закону имеет место, когда и посколькуоно не изменено завещанием, а также виных случаях, предусмотренныхзаконодательством. Наследники по законупризываются к наследованию в порядкеочередности.

Источник: https://studfile.net/preview/7387528/

Срок действия авторских прав

Исключительное право на произведение действует в течение. Е

Существует общее правило исчисления срока действия имущественных авторских прав, которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора:

Исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Статья 192 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:

1) если произведение создано в соавторстве , исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.

3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;

4) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, исключительные права на его произведения действуют в течение 70 лет после года реабилитации такого автора;

5) если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок авторского права на его произведения независимо от времени их создания дополнительно продлеваются на четыре года.

Иностранные произведения, опубликованные до 1973 года, не охранялись в России согласно Всемирной конвенции об авторском праве.

Однако после присоединения к Бернской конвенции  (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).

Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.

Статья 7 Срок охраны:

1. Общее положение;

2. Для кинематографических произведений;

3. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом;

4. Для фотографических произведений и произведений прикладного искусства; 5. Дата начала отсчета;

6. Более длительные сроки;

7. Более короткие сроки;

8. Применимое законодательство; “сравнение” сроков

Статья 18 Произведения, существующие на момент вступления Конвенции в силу:

1. Охраняемые, когда срок охраны еще не истек в стране происхождения;

2. Неохраняемые, когда срок охраны уже истек в стране, где она испрашивается;

3. Применение этих принципов; 4. Специальные случаи.

Срок авторского права и какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений в статье: Общественное достояние для издания электронных книг

Для более точного определения срока авторского права целесообразно пользоваться услугами баз данных и реестров регистрации авторского права

Статьи и новости по теме:

Европейский парламент сегодня проал за принятие Директивы Европейского Союза об авторском праве >>

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 г.

) минимальный срок охраны авторских прав на музыкальные произведения составляет 50 лет, однако страны имеют право продлевать его по своему усмотрению. В сентябре 2011 г.

этим правом воспользовались депутаты Европарламента, пролонгировав срок действия прав авторства до 70 лет и обязав страны ЕС адаптировать национальные законодательства в соответствие с новыми нормами до 2014 г. >>>

[  1   2   3   4  ]

Источник: https://www.Copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/avtorskie_prava/srok_deystviya_avtorskih_prav/

Срок действия исключительного права на объекты интеллектуальной собственности | Царская привилегия

Исключительное право на произведение действует в течение. Е

У разных объектов интеллектуальной собственности разные правовые режимы. Отличия их, как правило, заключаются в длительности правовой охраны, которые по статье 1230 Гражданского кодекса ограничены по сроку действия. Причем ГК РФ нормирует эту продолжительность для всех объектов.

Каковы сроки действия исключительного права

Важно разобраться в таком принципиальном вопросе, как разграничение понятий «исключительные права» и «личные права автора».

Под исключительными правами законодатель подразумевает имущественные права владельцев объектов интеллектуальной собственности, а правами автора являются личные неимущественные правомочия, которые неотъемлемы от личности автора, благодаря интеллектуальному труду которого был создан определенный объект интеллектуальной деятельности.

Авторские права – это интеллектуальные права автора. Они имеют принципиально важное ограничение – это срок жизни автора. Автору принадлежат: исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Также есть исключительное право автора на произведение, которое может быть передано третьим лицам (включая наследников).

На срок действия исключительного права не влияет продолжительность жизни автора, оно действительно тот период времени, который определен для выбранного объекта (+ важность развития научно-технического прогресса, востребованность объекта на рынке, его специфика).

Исключительные правомочия возможно передать (полностью/частично) лицам, которые в этом заинтересованы, путем особого рода сделок: договоры отчуждения, лицензионные/франчайзинговые соглашения, в порядке наследования.

Исключительные права могут возникать как в отношении объектов промышленной собственности, которые охраняются патентным правом, так и в отношении объектов, которые защищены авторским правом. Это могут быть, например, произведения, компьютерные программы, базы данных.

Следовательно, авторские права на произведения, компьютерные программы и базы данных необходимо подразделять на личные, принадлежащие лишь их автору и являющиеся неотъемлемыми от него (включая ситуации, когда автор делает попытки от них отказаться), и исключительные, определяющие имущественную часть авторских правомочий, связанную с получением прибыли от применения и/или продажи произведений и ПО.

Срок действия исключительных прав на полезную модель, изобретение и промышленный образец

Срок действия исключительного права на промышленный образец, изобретение, полезную модель начинается с того дня, когда была подана заявка на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случае выдачи патента. Причем важно, чтобы все требования, которые установлены Гражданским кодексом, были соблюдены. Срок действия исключительного права варьируется в зависимости от объекта. Так, срок действия исключительного права составляет:

  • на изобретение – 20 лет;
  • на полезные модели – 10 лет;
  • на промышленный образец – максимум 25 лет.

Исключительное право возникает только по факту госрегистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента (статья 1393 Гражданского кодекса).

В случаях, когда между датой подачи заявки на патентование изобретения, которое относится к лекарственным средствам, пестицидам или агрохимикатам (чтобы их применять, нужно получить разрешение), и датой получения первого разрешения на его применение прошло больше, чем пять лет, срок действия исключительного права на патент, который удостоверяет это право, и на само изобретение продлевается.

Чтобы продлить срок действия, патентообладатель должен направить заявление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Он будет продлен ровно на то время, которое прошло с даты подачи заявки на выдачу патента до даты получения первого разрешения на применение изобретения, минус пять лет.

Не стоит забывать, что срок действия патента на изобретение продлевается максимум на пять лет.

Заявление нужно подать в течение полугода (в период действия патента) с того дня, как было получено разрешение на применение изобретения, или со дня, когда был выдан патент (т. е. необходимо выбрать тот срок, который истечет позже).

Продление срока действия исключительного права на изобретение или промышленный образец регламентирует федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и удостоверяющие эти права патенты могут быть признаны недействительными или их могут прекратить, если для этого имеются достаточные основания или существуют нюансы, которые оговариваются в статье 1398 Гражданского кодекса:

  • Если изобретение, полезная модель или промышленный образец не соответствуют условиям патентоспособности.
  • Если документация заявки на изобретение или полезную модель, которая представлена на дату ее подачи, не соответствует критериям раскрытия сущности изобретения или полезной модели с полнотой, которой достаточно, чтобы специалист в выбранной области техники мог осуществить это изобретение или полезную модель.
  • Если в формуле изобретения или полезной модели, содержащейся в решении о выдаче патента, есть признаки, не раскрытые на день подачи заявки в документах, которые представлены на эту дату. Или если в прилагаемых к решению о выдаче патента на промышленный образец материалах изображений изделия, которые включают существенные признаки промышленного образца, есть отсутствующие на изображениях, которые представлены на дату подачи заявки. Или есть изображения изделия, с которых удалены существенные признаки промышленного образца, имеющиеся на изображениях, которые представлены на дату подачи заявки.
  • Если речь идет о выдаче патента при наличии нескольких заявок на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы, которые имеют одну и ту же дату приоритета.
  • Если речь идет о выдаче патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, который таковым не является, либо без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым.

Действие патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть прекращено досрочно:

  • На основании заявления обладателя патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (со дня поступления заявления). Если патент выдан на группу изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, а заявление обладателя патента подано в отношении некоторых входящих в группу объектов патентных прав, действие патента прекращается только в отношении тех объектов, которые были указаны в заявлении.
  • Если в определенный срок не уплачена патентная пошлина за поддержание в силе патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец или срок уплаты патентной пошлины за действие патента истекает.

Срок действия исключительного права на произведение

В статье 1281 Гражданского кодекса говорится, что:

  • Исключительное право на произведение действует на протяжении жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, который следует за годом смерти автора.
  • Исключительное право на произведение, которое было создано в соавторстве, действует на протяжении жизни автора, который пережил других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, который следует за годом его смерти.
  • На произведение, которое было обнародовано анонимно (под псевдонимом), срок действия исключительных прав правообладателя истекает через 70 лет, считая с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. Если в указанный срок автор произведения, которое было обнародовано анонимно или под псевдонимом, откроет свою личность или его личность не будет дальше вызывать сомнения, то исключительное право будет действовать в течение того срока, который установлен в пункте 1 статьи 1281 Гражданского кодекса.
  • Исключительное право на произведение, которое было обнародовано после смерти автора, действует 70 лет после того, как произведение было обнародовано, считая с 1 января года, который следует за годом его обнародования, если только его обнародовали в течение 70 лет после смерти автора.

Срок действия исключительного права репрессированного или посмертно реабилитированного автора произведения автоматически продляется, и 70 лет начинают исчисляться с 1 января того года, который следует за годом реабилитации автора.

Срок действия исключительного права для тех авторов, которые работали во время Великой Отечественной войны или были ее участниками, увеличивается на четыре года.

Еще раз оговоримся, что статья 1281 Гражданского кодекса устанавливает срок действия исключительного права на произведение, а не авторского права вообще, как это было предусмотрено статьей 27 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах», который утратил свою силу.

Юридически вопрос о сроке действия авторского права является довольно спорным, поскольку считается, что признание творческих заслуг автора нужно рассматривать и в контексте материального обеспечения его наследников. Именно из-за этого фактора срок действия исключительного права все время становится все более длительным.

На данный момент срок действия исключительного права должен обеспечить охрану не только интересов непосредственно автора, но и двух первых поколений его наследников. Статья 7 Бернской конвенции гласит, что срок охраны будет составлять всю жизнь автора +50 лет после его смерти. Чуть позже Европейское сообщество увеличило и этот срок.

Директива Совета Европейского сообщества от 29.10.1993 г.

об унификации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав гласит, что: «принимая во внимание, что увеличение средней продолжительности жизни в Сообществе таково, что названная продолжительность становится теперь недостаточной для покрытия двух поколений», Совет установил срок охраны «в течение всей жизни автора и затем в течение 70 лет после его смерти».

Тем не менее нельзя увеличивать этот срок до бесконечности. На данный момент уже получается, что исключительное право может действовать более 100 лет (а в некоторых случаях можно говорить о цифре в 150 лет!). Именно из-за этой дискуссионности нужно прийти к достижению баланса между интересами правообладателей, пользователей и потребителей.

Источник: https://patentural.ru/zhurnal/srok-dejstviya-isklyuchitelnogo-prava

Переводчик и авторское право

Исключительное право на произведение действует в течение. Е

Можно долго спорить о том, является ли профессия переводчика творческой, однако с точки зрения закона любой перевод является продуктом творчества и охраняется авторским правом. В этом материале мы собрали наиболее распространенные вопросы об интеллектуальной собственности в переводческой деятельности и постарались дать на них лаконичные ответы, опираясь на российское законодательство.

Кому принадлежат авторские права на перевод?

Всякий перевод, за исключением машинного, представляет собой субъект авторского права. Исключительное право (то есть право на воспроизведение, распространение, копирование и переработку) на перевод принадлежит создавшему его переводчику (см. ст. 1228, 1229, 1259 и 1260 ГК РФ).

При создании перевода его автор автоматически наделяется всеми интеллектуальными правами на свое произведение (то есть переводчику не нужно специально регистрировать авторские права на перевод), однако правоотношения возникают с момента, когда перевод впервые используется самим переводчиком или кем-то еще.

Обладают ли авторскими правами устные переводчики?

Да, устные синхронные и последовательные переводчики обладают исключительными правами на выполненный перевод. В ст.

1259 ГК РФ указано, что авторские права распространяются на произведения (каковыми являются переводы), выраженные в любой форме, в том числе в устной и в форме аудио- или видеозаписи.

Из этого следует также, что заказчик или любой другой человек может записывать устный перевод только с разрешения переводчиков. Возможность записи следует отдельно оговорить в договоре с клиентом.

Может ли переводчик передать кому-то права на свой перевод?

Да, существует два способа передать права на использование произведения:

  • Отчуждение исключительного права подходит переводчикам, которые не планируют в будущем сами использовать свою работу, потому что отчуждение исключительных прав необратимо. При этом переводчик будет обладать только личными неимущественными правами на перевод.
  • Лицензионный договор сохраняет за переводчиком сохраняется исключительное право, т. е. он по-прежнему может использовать переведенный материал. Выделяют исключительную и неисключительную лицензию. Они отличаются тем, что исключительная лицензия выдается только один раз, т. е. автор лишается возможности выдать такую лицензию кому-то еще, тогда как неисключительная лицензия может выдаваться нескольким людям или организациям.

Кому принадлежат права на перевод, выполненный штатным переводчиком?

Переводчики, являющиеся штатными сотрудниками какой-либо организации и выполняющие переводы в рамках рабочих обязанностей, должны быть знакомы со статьей ГК РФ о служебных произведениях, каковыми являются и переводы (ст. 1295).

Согласно этой статье, штатный переводчик обладает авторскими правами на свои переводы, но исключительное право на них принадлежит работодателю (за исключением случаев, когда трудовой или гражданско-правовой договор между переводчиком и работодателем оговаривает иные условия).

Исключительное право может вернуться к переводчику, если в течение трех лет со дня получения служебного произведения работодатель:

  • не передал исключительное право на перевод кому-то другому;
  • не уведомил автора о необходимости сохранить перевод в тайне;
  • не начал использование перевода.

Если все три условия соблюдены, переводчик автоматически получает исключительное право на перевод.

Распространяются ли авторские права на переводы юридических документов?

Да, юридический документ считается продуктом творчества, а значит, права на такой документ и на его перевод работают так же, как в описанных выше случаях.

Однако существует ряд документов, не являющихся охраняемыми произведениями ввиду их простоты и унифицированности.

К таким документам относятся паспорта, свидетельства и тому подобные типовые документы (однако их необходимо использовать с учетом положений ФЗ «О персональных данных»).

Нужно ли переводчику разрешение автора оригинального текста, чтобы перевести этот текст?

Перевод — это использование произведения, поэтому с юридической точки зрения необходимо заручиться согласием автора (или того, кому автор передал исключительное право) произведения, чтобы его перевести.

Даже если вы — любитель, а не профессионал, и переводите текст для публикации в собственном блоге, не планируя зарабатывать на переводе, вам все равно нужно разрешение автора оригинала.Существуют, однако, произведения, на перевод которых разрешение не нужно.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти (начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

Поэтому для переводов классической художественной литературы, как правило, уже не требуется разрешения — например, роман «Война и мир» может быть переведен любым желающим.

Обратите внимание: для использования (издания, копирования, переработки и т. д.) переведенного произведения нужно получить согласие не только переводчика, но и автора изначального материала.

Можно ли переводить официальные документы? Кому будут принадлежать права на такой перевод?

Согласно пп.1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ, кто угодно может использовать официальные документы муниципальных и государственных органов без каких-либо разрешений и ограничений.

К официальным документам относятся законы, судебные решения, различные материалы административного, судебного и законодательного характера и официальные документы международных организаций. Важно обратить внимание, что официальные переводы всех вышеперечисленных документов также выведены из-под правовой охраны.

Однако неофициальный перевод любого официального документа считается авторским произведением, права на которое принадлежат переводчику.

Как конфиденциальность влияет на авторские права?

Необходимость хранить содержание переведенных материалов в тайне — условие, с которым регулярно сталкивается большинство переводчиков. Однако это условие вступает в конфликт с исключительным авторским правом, позволяющим переводчику обнародовать результаты своей работы. Дать однозначный ответ на вопрос, какая норма в данном случае имеет приоритет, сложно.

Поэтому переводчикам обычно рекомендуют указывать в договоре, что исключительное право на перевод будет принадлежать заказчику, а сохраняющиеся за переводчиком личные неимущественные авторские права будут реализовываться с учетом договора о неразглашении.

Такой вариант считается оптимальным, потому что в достаточной степени защищает обе стороны — переводчик не лишается авторских прав, а заказчик сохраняет конфиденциальность.

(3 , оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://www.primavista.ru/blog/2018/01/26/perevodchik-i-avtorskoe-pravo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.