+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Содержание

Защита прав налогоплательщика: помощь адвоката

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

   Защита прав налогоплательщика – направление нашей деятельности. На сегодняшний день российское налоговое законодательство сложно и разнообразно, а налоговые споры – одно из наиболее востребованных обращений за помощью.

Порядок защиты прав налогоплательщиков

   Сегодня идет осуществление выплат на местном, федеральном и региональном уровне.

В каждом регионе и области России имеется своя собственная система налоговых наложений, что позволяет устанавливать размеры собственных пошлин и налоговых платежей.

Часто налоговые органы злоупотребляют своими полномочиями фискальных органов, особенно при анализе проведенной в организации пути оптимизации налогообложения организаций, что приводит к необходимости защиты прав налогоплательщика.

   Полным каталогом налогообложений можно считать Налоговый Кодекс РФ, где внесены все виды существующих налогов и их обстоятельств. Также существует отельная база налогового обложения, куда входят НДС, НДФЛ, полезные ископаемые и их добыча, транспорт, земля и игорный бизнес. Из полученных налоговых выплат формируется основной государственный бюджет страны.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

   Согласно Налоговому кодексу РФ, что свидетельствуется статьей 137, каждый налогоплательщик России, не согласный с действиями или бездействиями соответствующих органов, вправе обжаловать акты ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, подобные акты, действия или бездействие нарушают его права.

   Существует два вида обжалования — административный и судебный (статья 138 НК РФ). Жалобу можно подавать как в вышестоящий налоговый орган, так и в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа. Повторное обращение не исключается.

В последнее время налоговое законодательство идет по пути урегулирования налогового спора в досудебном порядке и уже после судебное разбирательство по делу.

Наш налоговый адвокат не только поможет отстоять Ваши интересы в вышестоящем органе или суде (подробнее про оспаривание решений налоговых органов по ссылке), но и предложит комплексное сопровождение Вашей предпринимательской деятельности.

   Лицо, подавшее жалобу, может ее отозвать в течение одного календарного месяца на основании собственного письменного заявления. Жалобы рассматриваются не позднее 30 дней с момента подачи.

По итогам рассмотрения, налоговый орган делает заключение, о котором сообщат в течение трех дней со дня его.

Что характерно, ранее налоговое законодательство не предусматривало таких действий со стороны налогоплательщика.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как составить любую жалобу, советы адвоката

Административная защита прав налогоплательщиков

   В случае нарушения прав налогоплательщика со стороны налоговых органов при исчислении, уплате, зачете налоговых платежей, а также иных налоговых правоотношений, в ряде случаем достаточно эффективным является административная защита прав налогоплательщика без обращения в судебные органы.

   Данный порядок заключается в подаче жалобы вышестоящему должностному лицу, в подчинении которого находится сотрудник или органы принявший оспариваемое решение или правовой акт, в ряде случаев обжалованию подлежит и бездействие должностного лица.

   При этом возможны различные проблемы защиты прав налогоплательщиков, по подготовке и подаче данного обращения. Для решения данных вопрос и подготовке надлежащего документа необходимо соблюсти ряд условий:

  • определить надлежащего адресата документа;
  • отразить данные о заявителе;
  • подробно изложить суть требований заявителя;
  • приложить подтверждающие документы;
  • правильно сформулировать требования к вышестоящему должностному лицу.

   Для правильного и наиболее эффективного составления жалобы обращайтесь к нашим опытным адвокатам, которые в подготовят документ для достижения наиболее благоприятного для доверителя результата.

Судебная защита прав налогоплательщиков

   Помимо обращения к вышестоящему должностному лицу существуют и иные способы защиты прав налогоплательщиков, к которым в частности относиться защита прав в области налоговых правоотношений в судебной инстанции.

   Данный порядок защиты прав налогоплательщика предполагает обращение в суд с исковым заявлением, в данном случае следует обратить внимание, что налогоплательщику в зависимости от обстоятельств нарушения его прав следует готовить два вида заявлений:

  1. Административное исковое заявление, в данном случае если оспаривается конкретное действие или бездействие должностного лица налогового органа или правовой акт, которым тем или иным образом нарушаются права;
  2. Исковое заявление в случае если требование направлено на взыскание убытков, причиненных налоговым органом или в иных предусмотренных законодательством РФ случаях.

   Дополнительно стоит отметить, что налоговое законодательство РФ при определенных обстоятельствах предусматривает необходимы до обращения в органы суда порядок обжалования решения органа налоговой системы посредством подачи жалобы вышестоящему лицу, и только в случае отказа возможно обращение за защитой своих прав в суд.

Помощь адвоката по защите прав налогоплательщика

   В целом, граждане РФ, организации и индивидуальные предприниматели в своем большинстве придерживаются предписаний закона и регулярно выплачивают налоги.

Но все же среди народных масс доминирует негативное отношение к налоговой системе страны, в особенности ее тарификации, а у бизнеса постоянно возникает потребность по налоговому консультированию, которое может быть оказано с нашей стороны.

   Налогом считается фиксированный платеж в государственную казну, обязательной формы выплат и безвозмездный. Он взимается с частных лиц, а также различного рода коммерческих организаций.

Таким методом государство автоматически облагает налогом всех предпринимателей за то, что предоставляет право ведения «своего дела», и получает прибыль от деятельности каждого бизнесмена на всей территории страны.

В коем роде, так создаются налогово-таможенными отношениями между государством и плательщиками налогов, без грамотного налогового анализа в данном направлении не получить прибыли и не провести оптимизации расходов.

Читайте еще о работе налогового адвоката:

Узнайте условия акции налоговая декларация при помощи адвоката по ссылке

Все про заявление о возврате излишне уплаченного налога профессионально и в срок

P.S.: если у Вас проблема – позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

   Наше новое предложение —  бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/zaschita-prav-nalogoplatelschika

Способы защиты прав налогоплательщиков

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Способы защиты прав налогоплательщиков — это совокупность шагов, которые любой гражданин может предпринять для защиты своих законных прав. Расскажем, какие способы и формы защиты есть у налогоплательщиков. Рассмотрим каждый соответствующий компонент. Поговорим и об ответственности налогоплательщиков за соответствующие правонарушения.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:

  • административный (в целом регулируется гл. 19, 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
  • судебный (гл. 21, 22 КАС и гл. 24 АПК, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
  • самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК.

Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:

  • ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
  • действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.

Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.

Виды жалоб:

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
  • апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК, когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.

Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК.

Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:

  • реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
  • акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.

Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом.

Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК.

Как подать жалобу

Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления.

Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение.

Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.

На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.

Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.

Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.

жалобы

Жалоба содержит:

  1. Ф.И.О. жалующегося физлица, его место жительства либо наименование и адрес, когда жалуется юридическое лицо.
  2. Оспариваемые ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.
  3. Наименование органа, который нарушил права налогоплательщика.
  4. Причины, по которым лицо считает, что его права нарушены.
  5. Требования обращающегося.
  6. Вариант получения результата рассмотрения (бумажный или электронный).

Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.

Как подать апелляцию

Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.

Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.

Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.

Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК.

Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС. Требования к ним установлены ст. 220 КАС.

Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК, с учетом специфики гл. 24.

Самозащита для налогоплательщиков

Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.

Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.

Формы защиты прав налогоплательщиков

Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:

  • совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45, 78 НК);
  • письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК);
  • предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК).

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК.

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной (ст. 198–199.2 УК РФ) либо административной (ст. 15.7 КоАП), а также дисциплинарной (ст. 192 ТК) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

Источник: https://ppt.ru/art/nalog/prava-platelschika

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налогоплательщики » Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Права, которые налогоплательщикам гарантирует законодательство, распространяются и на плательщиков сборов.

В понятие защиты прав налогоплательщиков входит правовая возможность реализации системы законодательных гарантий, (положений Конституции и других НПА РФ), которые нацелены на обеспечение прав граждан, выступающих в качестве субъектов налоговых отношений.

На практике такая защита является правом налогоплательщика, реализованного в случае, если нужно обратиться в гос. органы, с целью исследования обоснованности действий, налоговых органов, ставших результатом налоговых споров.

Ситуация, ставшая последствием разногласий плательщика и налоговой о правильности применения норм, регулирующих налоговые отношения, в данном случае, может быть разрешена путем обжалования издаваемых решений налоговым органом, в вышестоящую налоговую и в суд.

Изначально неравное правовое положение сторон налоговых отношений (налогоплательщика и налогового органа) уравнивается закрепленной в НПА РФ возможностью защищать права налогоплательщиков.

Положения ст. 22 НК России определяют возможность обеспечения прав налогоплательщика, а также устанавливают срок, в течение которого может быть реализовано право на защиту.

Виды защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Исходя из положений статьи 137 НК РФ налогоплательщик, и налоговый агент имеет право обжаловать:

  • ненормативные акты, которые издает налоговая;
  • действия, которые совершили ее должностные лица;
  • бездействие должностных лиц налоговой;
  • налогоплательщик, также может обжаловать действия должностных лиц налоговой во время налоговой проверки.

Законодательство не исключает возможность и других видов защиты прав налогоплательщиков.

Способы защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

НПА РФ, в зависимости от различий, которые определены материальными нормами и процессуальным порядком, устанавливают такие способы защиты прав налогоплательщиков:

  • административный;
  • судебный.

Закон также не запрещает самозащиту прав и президентский способ, в случаях, когда обжалуются решения Федеральной службы по вопросам финансовых рынков.

В случае применения административного способа защиты, либо восстановления нарушенного права, обращаться нужно к вышестоящему органу по отношению к тому, который принял незаконное решение, либо выполнял незаконные действия.

Также защита прав налогоплательщиков в административном порядке не исключает возможность последующего обращения за урегулированием этого же спора и защиты своих интересов в судебные органы.

При применении судебного порядка обжалования необходимо соблюдать два условия:

1. Обжалуемый ненормативный акт, или действия налоговой, должны, исходя из понимания заявителя, нарушать его права.

2. Все НПА, которые принимаются налоговым органом, нужно обжаловать в порядке, который устанавливает не НК РФ, а другое Федеральное законодательство.

Обжаловать можно и решения вышестоящей налоговой, касаемо вопросов рассмотрения заявлений, по жалобе на неправомерность действий или акты нижестоящих налоговых.

Нельзя обжаловать в административном и судебном порядке акты, фиксирующие налоговую проверку, поскольку такой документ не содержит какого-либо обязательного предписания, для его выполнения налогоплательщиком, влекущего юридические последствия.

В налоговом праве применение административного порядка обжалования не является досудебной процедурой, поскольку не исключает возможность одновременной подачи жалобы в суд.

Административный порядок обжалования предполагает, что жалоба должна подаваться письменно и в установленный налоговыми нормами срок. В том случае если налогоплательщик отзывает свою жалобу в вышестоящую налоговую, он не сможет повторно ее подать в ту же налоговую.

Когда применяется судебная защита прав налогоплательщиков заявитель должен обращаться с иском в компетентный суд.

Способ защиты предполагает:

  • конституционное обращение;
  • признание судом закона субъекта РФ, противоречащим ФЗ;
  • признание арбитражным либо общим судом нормативного или ненормативного акта налоговой незаконным, если изданный документ противоречит закону, либо нарушает права налогоплательщика;
  • отмена недействительного нормативного либо ненормативного акта налоговой, по тем же основаниям;
  • принуждение налогового органа к исполнению установленных законом обязанностей, если от их исполнения этот орган уклоняется и т. д.

Вышеуказанные способы судебной защиты являются одновременно и предметом исковых требований.

Порядок защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Право обжаловать решения или действия налоговой можно в порядке ГПК или АПК России, либо в административном порядке, (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Это право является одним из важнейших в системе законодательства РФ, и обеспечивает возможность реализовать порядок защиты прав налогоплательщиков, прописанный в законах.

Порядок и условия, для реализации административного способа защиты, устанавливает раздел VII НК РФ.

Также обеспечению гарантии установления общего порядка и условий на судебную защиту прав налогоплательщиков посвящены положения ст. 46 Конституции РФ, а также нормы закона РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

  Более конкретно вышеуказанные положения отражены в  ГПК, если налогоплательщик, является физлицом. Арбитражно-процессуальное законодательство устанавливает порядок обжалования, когда заявителем является плательщик либо индивидуальный предприниматель.

Необходимо также знать, что порядок и все вышеописанные условия, гарантирующие защиту прав и законных интересов налогоплательщику, исходя из положений абз. 2 п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие, в том числе и на налоговых агентов.

Гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Материально-правовую гарантию, которая законодательно обеспечивает возможность реализации права налогоплательщика, прописанного в налоговом законодательстве РФ, закрепляют и прописанные в НК России обязанности, которые касаются должностных лиц налоговых, а также других уполномоченных органов. Также гарантия обеспечения охраняемых прав граждан установлена положениями ст. 18 Конституции России.

В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения установленных обязанностей налоговой, или нарушения ее действиями прав налогоплательщиков, закрепленных в НК и других НПА России, налогоплательщик может реализовать право в порядке, который устанавливает ГПК и АПК России на судебную и административную защиту.

Также дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков обеспечивает обязанность, установленная НК России для вышестоящего налогового органа, на рассмотрение жалобы налогоплательщика при обжаловании действий нижестоящей налоговой.

Реализуя гарантии, установленные законодательством на самозащиту, налогоплательщиками была создана федерация защиты прав налогоплательщиков, которая представляет собой группу компаний, обеспечивающую ее участников информацией о судебной административной и деловой практике, относительно налогообложения.

Ответственность за неисполнение обязанностей по защите прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В ракурсе применения ответственности к налоговым органам за неисполнение их обязанностей, необходимо указать на существующую взаимосвязь ст. 22 НК РФ с положениями статьи 35 НК РФ. Согласно правил, прописанных в этих нормах, налоговая несет прямую ответственность за все причиненные налогоплательщику убытки, которые стали последствием ее действий (решений).

Довольно часто встречаются доводы налогового органа о том, что налоговое законодательство не содержит норм, которые обязывают их возмещать расходы налогоплательщикам, возникшие в связи с обжалованием актов налоговых органов. Такие доводы в апелляционном порядке признаны Определением ВАС РФ   от 18 марта 2010 года N ВАС-2739/10 несостоятельными.

Напротив, положениями пункта 2 статьи 103 НК РФ установлено, что причиненные налогоплательщику убытки, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета должны быть возмещены в полном объеме. Зачастую содействие и помощь в предоставлении актуальной судебной практики, на которую можно ориентироваться по возмещению убытков, оказывает федерация защиты прав налогоплательщиков

Также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 11 2009 года N А68-80/09-18/17 подтверждает общие положения законодательства о налогах и сборах, которые обязывает в случае нанесения убытков налоговым органом налогоплательщику возмещать последнему убытки, а также понесенные им расходы.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/obespechenie-i-zashhita-prav-nalogoplatelshhikov-platelshhikov-sborov.html

Правовое регулирование защиты прав налогоплательщиков

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Введение

Глава 1. Права налогоплательщиков: понятие, виды

1.1. Классификация прав налогоплательщиков

1.2. Право налогоплательщика на самозащиту

Глава 2. Досудебное урегулирование налоговых споров

2.1. Административный порядок защиты прав налогоплательщиков

2.2. Проблемы регулирования административного порядка защиты и правовые позиции по ним высших судов

Глава 3. Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков

3.1 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ

3.2. Защита прав налогоплательщиков в Верховном Суде РФ и арбитражных судах РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

Защита прав налогоплательщиков, несомненно, является одним из важнейших институтов налогового права. Многолетняя практика показала, что правовое регулирование данного института имеет немало проблем, что в первую очередь подтверждается правовыми позициями высших судов: Конституционного, Верховного и ныне упразднённого Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В настоящий момент правовое регулирование защиты прав налогоплательщиков находится на стадии развития и реформирования, что подтверждается, например, введением обязательного административного порядка урегулирования налоговых споров практически во всех случаях в новой редакции Налогового Кодекса РФ и иными изменениями.

Также можно отметить Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013 – 2018 годы, принятую ФНС России в 2013 году, что опять же подтверждает прохождение рассматриваемым институтом в РФ этапа развития.

Значительные изменения, касающиеся данного института, произошли в течении последних 2-3 лет и, с одной стороны, накопившиеся за это время материалы практики позволяют сделать определённые выводы об эффективности новелл в законодательстве, и, с другой стороны, рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Напротив, некоторые изменения вступили в силу в течении последних месяцев и пока ещё не подкреплены судебной практикой, однако в данном свете их рассмотрение представляется более актуальным в связи с отсутствием каких-либо исследований на момент написания данной работы.

Целью исследования является комплексное изучение действующего законодательства и правоприменительной практики в области защиты прав налогоплательщиков, в том числе с целью выработки практических рекомендаций для налогоплательщиков по защите их прав и нахождения проблем и недостатков современного законодательства в данного области.

Задачи исследования: изучить законодательство о налогах и сборах, касающееся защиты прав налогоплательщиков; изучить правоприменительную практику и позиции высших судов; определить основные способы защиты прав налогоплательщика и охарактеризовать их; выявить и проанализировать существующие проблемы и пробелы в праве; предложить решение выявленных проблем и проанализировать решения, предложенные специалистами в данной области, а также разработать иные пути совершенствования законодательства.

Объектом исследования являются государственно-правовые гарантии, направленные на обеспечение защиты прав налогоплательщиков.

Предметом исследования являются нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие способы защиты налогоплательщиком его прав, а также практика реализации данных норм.

В теоретической базе исследования можно, прежде всего, выделить работы отечественных правоведов в области налогового права, как К.С. Бельского, Д.В. Тютина, А.Б. Зеленцова, авторов исследований, касающихся конкретно административного порядка защиты – Д.Н. Бахраха, С.Ю. Корзуна, А.И. Бабкина и др.; О.И. Долгополова, А.Я.

Курбатова и др. Кроме того, в процессе исследования использовалась работа «Local and regional tax administration in transition countries» (Mihaly Hogue) для рассмотрения изучаемого института в США и Европе, а также «Legal Remedies in European Tax Law», в которой Д.

Винницкий рассматривал проблемы регулирования в области защиты прав налогоплательщиков в РФ.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция РФ, НК РФ, АПК РФ, КАС РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иные федеральные законы, Постановления Правительства РФ и ГД СФ РФ.

Кроме того, важную роль играют Разъяснения ФНС России, имеющие нормативный характер, Письма, Информация, Рекомендации ФНС России и Минфина.

Эмпирическая база: Постановления и Определения Конституционного Суда РФ, Постановления Пленума и Президиума ВАС РФ и ВС РФ, Определения ВАС РФ, ВС РФ, Постановления арбитражных судов.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как системный метод, анализ, синтез, аналогия, обобщение и функциональный метод.

Также мы прибегаем к частноправовым методам, таким как формально-юридический метод, конкретно-социологический, системно-структурный, историко-правовой.

Данные методы помогают в описании, классифицировании и систематизации правовых феноменов, исследовании их внутренних и внешних форм и т.д.

Научная новизна данной работы определяется, прежде всего, комплексным исследованием новелл законодательства в области защиты прав налогоплательщиков в сочетании с действовавшим ранее законодательством и практикой их применения судами.

Кроме того, исследование направлено на изучение всех основных способов защиты прав налогоплательщика, их правового регулирования и правоприменительной практики, что позволяет наиболее полно рассмотреть данный институт, тогда как большинство исследователей в своих работах охватывает более узкий предмет исследования.

Такой широкий предмет исследования позволяет также охватить практически весь круг проблем, имеющихся в правовом регулировании данного института, что актуально при определении путей совершенствования законодательства.

Данная ВКР состоит из трёх глав, каждая из которых делится на три параграфа, а также введения, заключения и списка использованных источников.

1.1 Классификация прав налогоплательщиков

При изучении механизмов защиты прав налогоплательщика чрезвычайно важно знать, какие права последнего могут быть нарушены, в связи с чем необходимо их подробное рассмотрение. В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ[1] налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица, которые в соответствии с НК обязаны уплачивать налоги и (или) сборы.

Источник: https://help-stud.ru/diplom_nalogoplatelshiki.php

Способы судебный защиты нарушенных прав налогоплательщиков

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Судебным порядком защиты нарушенных прав налогоплательщиков подразумевается, что лицо будет обращаться в надлежащие судебные инстанции.

Для судов всех категорий и видов рассмотрение споров, связанных с налогами, является одной из самых проблемных и сложных категорий дел, так как судьи должны ориентироваться не только в налоговом, но и практически во всем финансовом законодательстве.

Помимо этого, должны знать как ведется бухгалтерский учет, осуществляется аудиторская деятельность и др.

Способы судебной защиты прав налогоплательщиков

В законодательстве Российской Федерации предусматриваются такие способы осуществления защиты прав налогоплательщиков в судебном порядке:

  1. Конституционный суд Российской Федерации признает неконституционными законодательный акт частично или полностью;
  2. суд общей юрисдикции признает, что законодательный акт противоречит федеральному закону и не действует и не может быть применен в качестве закона субъекта Российской Федерации;
  3. арбитражный суд или суд общей юрисдикции признает недействительным нормативный или ненормативный акт налогового органа, иных государственных органов или органов муниципалитета, который противоречит закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщиков;
  4. арбитражный суд или суд общей юрисдикции отменяет нормативный или ненормативный акт налогового органа, иных государственных органов или органов муниципалитета, который противоречит закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщиков;
  5. суд не применяет нормативный или ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления или других органов, который противоречит закону;
  6. пресекаются права должностных лиц налоговых органов или других государственных органов, которые нарушают права и законные интересы налогоплательщиков;
  7. налоговые органы, иные органы государственной власти или их должностные лица принуждаются к тому, чтобы выполнять законодательно установленные обязанности, от выполнения которых они уклоняются;
  8. признаются не подлежащими исполнению поручения или распоряжения налоговых или других органов на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства с банковских счетов налогоплательщиков;
  9. из бюджета возвращаются необоснованно списанные в бесспорном порядке суммы недоимок, пеней и штрафов;
  10. взыскиваются проценты в случае несвоевременного возврата излишне уплаченного или излишне взысканной суммы налогов, сборов и пени;
  11. возмещаются убытки, которые были причинены на основании незаконных решений, действий или бездействия налогового органа или их должностных лиц.

Замечание 1

В одно и то же время способы, которые были указаны выше, это также и предметы требований налогоплательщиков, заявляемые в суде.

После того, как в действие вступила первая часть Налогового кодекса, порядок того, как определяется подведомственность налоговых споров был изменен.

В статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается, что дела относительно обжалования нормативного или ненормативного акта налогового органа, включая дейтсвия или бездействие, совершенное их должностными лицами в лице организаций и индивидуальных предпринимателей являются подведомственными арбитражному суду, а физических лиц, которые не являются ИП – суду общей юрисдикции.

Нормы, гарантирующие защиту прав налогоплательщиков

Нормы Налогового кодекса РФ относительно судебной защиты прав налогоплательщиков, которые были нарушены, раскрыты в постановлении под номером 41/9.

В нем разъясняется, что налоговые споры являются подлежащими для того, чтобы быть рассмотренными в арбитражных судах на общем основании базируясь на Арбитражно-процессуальном кодексе и судами общей юрисдикции в порядке, который предусмотрен в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Большинство дел, которые возникают при налоговых правонарушениях, рассматриваются в арбитражных судах.

Статьей под номером 29 Арбитражно-процессуального кодекса к подведомственности арбитражного суда относится рассмотрение экономических споров и других дел, которые возникают в результате административных или других правоотношений, являющихся публичными.

В арбитражных судах рассматриваются такие категории дел, которые связаны с тем, что организации или граждане осуществляют предпринимательскую или иную экономическую деятельность:

  1. оспаривание нормативно-правовых актов, которые затрагивают права и законные интересы заявителей в предпринимательской или экономической сфере деятельности;
  2. оспаривание ненормативно-правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов муниципалитета, решений и действий гос. органов, органов муниципалитета и других органов и должностных лиц, которые затрагивают права и законные интересы заявителей в предпринимательской и экономической сферах деятельности;
  3. взыскание с организаций и граждан, которые осуществляют предпринимательскую или экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если в федеральном законе не предусматривается иной порядок взыскания;
  4. иные дела, которые возникают в результате административных или других публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение относится к компетенции арбитражных судов.

Определение 1

Деятельность арбитражных судов относительно защиты прав налогоплательщиков, которые были нарушены, является более широкой, чем деятельность судов общей юрисдикции, так как количественный состав субъектов, которые обращаются в указанные суды, гораздо больше.

Конституционным Судом Российской Федерации в своем Определении от 01 июля 1999 года под номером 111-0 «По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевна на нарушение его конституционных прав Федеральным законом», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и Законом Белгородской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» было отмечено, что у гражданина, являющегося предпринимателем есть право на защиту собственных прав налогоплательщика в арбитражном суде. Помимо этого восстановлению арбитражным судом подлежат конституционные права налогоплательщиков, которые были нарушены из-за неправильного применения закона.

Высшим Арбитражным судом Российской Федерации в информационном письме от 21 июня 1999 года под номером 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» было указано, что споры, которые возникли между ИП и налоговым органом, на основании исчисления подоходных налогов, являются подведомственным арбитражному суду вне зависимости от оснований возникновения споров.

Замечание 2

В соответствии с общим правилом статьи 35 Арбитражно-процессуального кодекса РФ иск должен быть предъявлен по месту, где находится налоговый орган, акт, действие или бездействие которого обжалуется.

Иски государственному органу или органу муниципалитета, которые вытекают из налоговых правоотношений, могут быть предъявлены в арбитражный суд соответствующих субъектов Российской Федерации, а не по месту, где находится орган, которым было принято оспариваемое решение.

Статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается одно из самых важных правил рассмотрения налоговых споров в судебном порядке защиты прав налогоплательщиков – принципа определение надлежащего ответчика.

На основании данного принципа по делу обжалования акта налогового органа ответчиком необходимо чтобы налоговый орган был привлечен вне зависимости от того, кто подписал акт, который оспаривается – руководитель налогового органа, его заместитель или иное должностное лицо.

По делу обжалования действий или бездействий должностного лица налоговых органов надлежащими ответчиками будут является те должностные лица, которыми было осуществлено оспариваемое действие или бездействие.

Судебный процесс защиты прав налогоплательщиков

Правоохранительной практикой рассмотрения налоговых споров показывается, что в судебном процессе должны быть рассмотрены такие вопросы:

  1. как применяются материальные нормы законодательства налогов и сборов;
  2. как применяются процессуальные нормы, послужившие поводом для того, чтобы налогоплательщик обратился в суд: порядок того, как осуществляется налоговая проверка, производство по делу о налоговых правонарушениях, порядок того, как взыскивается недоимка или пеня;
  3. какова юридическая квалификация статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков для того, чтобы выявлять налоговые последствия данных операций.

Составная часть судебного порядка защиты прав налогоплательщиков – это исполнение судебного решения. Общие правила, которые касаются исполнения судебных решений, установлены в Федеральном законе «Об исполнительном производстве».

Характерные особенности регулируются на основании Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым сумма налога, который был излишне взыскан в лице налогового органа и проценты, которые были начислены на эту сумму, должны быть возвращены налоговым органом в течении одного месяца после того, как было вынесено судебное решение (пункт 5 статья 79 Налогового кодекса). Важная гарантия реальности восстановления нарушенного права налогоплательщика – это положение о том, что начался срок возврата денежных средств – один месяц со дня, когда было вынесено решение суда, а не когда оно вступило в законную силу. Соответствующие денежные суммы, которые были присуждены к тому, чтобы быть возмещенными налогоплательщику, должны быть выплачены из бюджета, за счет чего гарантируется реальность исполнительного производства.

Вывод 1

В налоговой деятельности бывает так, что у налогоплательщика присутсвуют недоимки по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, которые причитаются тому же бюджету, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги и пени. В таком случае пунктом 1 79 статьи Налогового кодекса Российской Федерации предписывается проведения зачета в счет погашения недоимок, а после вернуть налогоплательщикам оставшуюся разницу по излишне взысканным денежным суммам.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/nalogovoe-pravo/sposoby-sudebnyj-zaschity-prav-nalogoplatelschikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.